НОРМА
ПРАВА
ПЛАН
1.
Понятие и признаки правовой нормы. Ее отличие от других социальных
норм.
2.
Структура юридической
нормы. Соотношение нормы права и
статьи нормативного акта.
3.
Классификация
правовых норм.
4.
Социальные и технические нормы, понятие, роль и соотношение.
5.
Соотношение права и морали: единство, различие,
взаимодействие и противоречие.
ВОПРОС 1. Понятие и признаки
правовой нормы. Ее
отличие от
других социальных
норм.
Юридические нормы – это продукт
сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного
мира. Они возникают как результат осознанной потребности правового
опосредования, необходимости урегулирования правом общественных
отношений.
Правовые
нормы обладают всеми качествами социальных норм, но имеют и
специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством.
Они имеют свойства общесоциального и классового средства воздействия
на поведение людей, имеют особую форму выражения и охраны от нарушений,
вследствие чего приобретают регулирующие возможности.
Так как нормы права являются
одной из разновидностей социальных норм, на
них распространяются общие черты, присущие этим нормам.
Вместе с тем,
норма права представляет собой относительно самостоятельное явление и обладает
собственными специфическими особенностями. Так, нормы права отличаются от
обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальных норм специфическими
признаками, характерными чертами. К ним относят следующие:
1. норма права - единственная в ряду социальных
норм, которая исходит
от государства и
является официальным выражением государственной воли.
Такие правовые нормы как правомочие, веление,
дозволение, запрет всегда
представляют собой
властное общеобязательное предписание
государства
относительно должного, разрешаемого и запрещаемого поведения людей.
2. норма права отличается от других
социальных норм свойственной
только ей
формальной определенностью,
которая проявляется в том,
что
правовая
норма издается или санкционируется государством в установленной и
признаваемой им
форме. Например, в форме закона или подзаконного акта и
т.д. Формальная определенность связана также со структурой нормы права -специфическим внутренним строением и ее
предоставительно-обязывающим характером.
3. норма
права - единственная
в ряду социальных
норм, которая
поддерживается в своей реализации,
охраняется от нарушений принудительной
силой государства. Обычно
правовые нормы выполняются
гражданами
сознательно и добровольно, что достигается
прежде всего мерами убеждения,
воспитания и организации. Когда же
воздействие этих мер недостаточно,
возникает необходимость в применении
соответствующих мер принуждения. За
применением мер принуждения всегда
стоит аппарат государства.
4. нормы
права «складываются их двух разновидностей обще-обязательных правовых предписаний:
1)
норм-правил поведения;
2)
исходных (отправных, учредительных) норм.
Нормами-правилами
поведения являются непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они имеют
предоставительно-обязывающий характер, то
есть в соответствующих условиях устанавливают вид и меру охраняемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные
субъективные права и обязанности.
Исходные
(отправные, учредительные) нормы представляют собой нормы
опосредованного регулирования. К ним относят нормы-принципы, нормы-дефиниции
и т.д. Эти нормы не являются непосредственно регулятивными, так как сами не
закрепляют прав и обязанностей субъектов, но тем не менее носят правовой характер;
устанавливают (учреждают) общие начала, исходные положения и направления
правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в
системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, и реализуются
через них.
5. Нормы права, как и все социальные
нормы, являются, с одной стороны, результатом отражения объективного мира, с
другой стороны - выступают как средство обратного воздействия, социальным
регулятором отношений между людьми в общечеловеческих и классовых интересах.
Главной
особенностью юридической нормы, является то, что она, как и право в
целом - не просто социальный, а государственный регулятор общественных
отношений. Норма права носит общеобязательный характер. Это правило
обязательно для каждого, кто вступает в круг ее действия. (Например, отношения в сфере охраны прав и
свобод личности, борьбы с преступностью, правосудия и т.д.)
Норма права
устанавливает для участников регулируемых отношений, охраняемые и
гарантируемые государством взаимные субъективные права и обязанности,
придавая отношениям правовой характер. При этом юридическая норма сама выступает как
абстрактно-типическая модель правоотношений,
которая возникает в реальной жизни в процессе
правового урегулирования того или иного вида общественных отношений. Она является одновременно моделью,
мерой, эталоном, масштабом,
соответствующим выраженной в ней государственной волей должного или возможного поведения людей. С другой
стороны, она выступает как мерило
оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного и противозаконного
поведения.
Таким
образом, норма права - это
исходящее от государства
и им охраняемое общеобязательное, формально-определенное предписание, выраженное в виде правила
поведения или отправного установления и являющееся государственным регулятором общественных отношений.
ВОПРОС 2. Структура юридической нормы. Соотношение
нормы права и
статьи нормативного акта.
Структура нормы права – это ее внутреннее строение,
характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее
элементов.
В правовой норме содержится, прежде всего, указание на
условие, при котором норма подлежит применению, затем
изложение самого правила поведения, наконец, указание на
последствия невыполнения этого правила.
Гипотеза - это структурный элемент
нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства
необходимые для вступления нормы в действие,
реализации ее диспозиции.
Диспозиция - это
структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов
правоотношения, устанавливаются возможные и должные варианты их
поведения.
Санкция -
структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения
правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности
для нарушителя ее предписаний.
Каждый из
названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое особое место
и назначение, «без диспозиции норма немыслима, без гипотезы бессмысленна, без санкции-
бессильна». В наиболее общем и кратком виде логическая
взаимосвязь гипотезы, диспозиции и санкции может быть выражена формулой:
"если.., то.., иначе (в противном случае)..."
Гипотеза -
необходимая предпосылка функционирования нормы права, ее
претворения в жизнь, выраженном в регулировании конкретной жизненной ситуации.
В ней указываются юридические факты, наличие которых служит основанием для
возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Устанавливая
обстоятельства и сферу действия нормы, гипотеза одновременно очерчивает круг
участников (субъектов) регулируемых отношений, которых диспозиция
«связывает» взаимными правами и обязанностями. Тем самым посредством гипотезы
предусмотренный диспозицией абстрактный вариант поведения приурочивается
к конкретным лицам, к тому или иному жизненному случаю, событию или
действию, месту, времени, возрасту и другим конкретным жизненным
обстоятельствам.
В
зависимости от строения гипотезы подразделяются на простые и сложные.
Простая
гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется
юридическая норма. Например, гипотеза нормы, выраженной в статье 366
УПК РСФСР: «Если лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы,
было помещено в лечебное учреждение, то время пребывания в нем осужденного
засчитывается в срок отбытия наказания».
Сложная
гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий.
Например, гипотеза нормы, выраженная в ст. 77 Налогового Кодекса РФ: «Арест
имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в
установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных
органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры,
чтобы скрыться либо скрыть свое имущество».
Разновидностью
сложной гипотезы является альтернативная гипотеза. Она также
как и другие сложные гипотезы предусматривает два или более условий
осуществления правовой нормы. Но ее отличие состоит в том, что для вступления
нормы права в действие достаточно наличия одного из перечисленных
в ней фактических обстоятельств. Например, гипотеза нормы, содержащейся
в ст. 69 УК РФ: «Если преступления, совершенные в совокупности,
являются только преступлениями средней тяжести, тяжкими или особо тяжкими
преступлениями, то окончательное наказание назначается путем частичного
или полного сложения наказаний».
Другим
основанием для классификации гипотез служит форма их выражения.
По этому критерию они подразделяются на абстрактные и казустические.
Абстрактная
гипотеза, определяя условия претворения нормы права в жизнь,
акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Она не детализирует
частные случаи, как бы абстрагируется от них, хотя и связывает осуществление
нормы с наличием конкретных отношений определенного вида. Для
примера обратимся к норме, выраженной в ч. 1 ст. 69 УК РФ: «При совокупности
преступлений наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление».
Гипотеза этой нормы носит абстрактный характер. Это проявляется в том, что
законодатель не раскрывает условий, при которых преступления признаются
совершенными в совокупности.
Казустическая
гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение,
изменение или прекращение основанных на ней правоотношений с отдельными строго
определенными частными случаями (казусами), которые трудно или невозможно
отразить с помощью абстрактной гипотезы. Например, гипотеза нормы, содержащейся
в ст. 345 УК РФ предусматривает
вступление нормы права в силу в случае "оставления погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, а равно лицом из состава
команды корабля без надлежащего на
то распоряжения командира". В данном примере гипотеза предполагает отдельные, конкретно-определенные,
сравнительно редко встречающиеся в
судебной практике случаи.
Независимо
от разновидности гипотезы, она всегда определяет условия вступления
нормы права в действие, реализации ее диспозиции.
Диспозиция, это «стержень
правовой нормы, квинтэссенция
содержания правила поведения». Именно в диспозиции выражается предоставительно-обязывающий характер нормы права. Диспозиция всегда представляет собой модель
правомерного поведения.
В зависимости от формы выражения
юридическая наука выделяет управомачивающие, обязывающие и запрещающие
диспозиции правовых норм.
Управомачивающая диспозиция представляет собой дозволение, субъективное право (права) участника (субъекта)
правоотношения совершать определенные
положительные действия, определяет тот или иной вариант возможного поведения. Регулятивное воздействие
государства осуществляется с помощью
слов "вправе", "имеет право", "может." Например,
диспозиция нормы, содержащаяся в ст.
20 Конституции РФ устанавливает, что "каждый имеет право на жизнь".
Обязывающая
диспозиция является средством выражения установленной государством
юридической обязанности субъекта правоотношения совершать определенные
положительные действия, предписывает ему тот или иной вариант
должного поведения. В этом случае государство выражает свое властное
волеизъявление, оперируя словами "обязан", "должен",
"подлежит." Например, диспозиция нормы, закрепленной в ст. 57
Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги
и сборы."
Запрещающие
диспозиции содержат запрет совершения определенных противоправных,
наказуемых деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция - требование
воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое
государством признается правонарушением. Через слова
"запрещается", "не вправе", "не может", "не допускается"
государство выражает свое негативное отношение и стремление предотвратить
подобное развитие событий. Например: "Не допускаются пропаганда или
агитация, возбуждающая социальную, расовую:, национальную или
религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового,
национального, религиозного или языкового превосходства. " (ст. 29 Конституции
РФ).
В случае
нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная
данной нормой санкция.
Санкция юридической
нормы - это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные
нежелательные последствия материального, физического, психического
характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По
своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности
правонарушителя.
Санкции
юридических норм подразделяются на виды прежде всего по их принадлежности
к различным отраслям российского права.
К Уголовно-правовым
санкциям (наказаниям) относятся, например, конфискация
имущества, лишение свободы, смертная казнь и другие виды наказаний,
предусмотренные Уголовным кодексом.
Административно
- правовыми санкциями (взысканиями) являются конфискация
предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом
административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного
данному гражданину (права управления транспортными средствами, права
охоты); административный арест.
Дисциплинарно
- правовые санкции включают в себя замечание, выговор, строгий
выговор, увольнение и другие взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.
Гражданско-правовые
санкции применяются за вред, причиненный имущественным и
связанным с ними личным неимущественным отношениям.
В
зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на
абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
Абсолютно-определенные точно
указывают на меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения
данной нормы.
Относительно-определенные санкции
устанавливают низший и высший или только высший пределы меры
государственного воздействия на правонарушителя. Например, санкции норм
Особенной части уголовного права, выраженные формулами: "наказывается
лишением свободы на срок от... до... лет", "наказывается
лишением свободы на срок до... лет".
Альтернативные
санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или более
возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один - наиболее
соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.
Например, модели санкций уголовно-правовых норм: «наказывается
штрафом в размере от... до ..., либо исправительными работами на срок от...
до... лет, либо лишением свободы на срок от... до... лет».
По цели применения
государственного воздействия можно выделить ретроспективные
(карательные), пресекающие и правовосстановительные (возместительные)
санкции.
Ретроспективные
(карательные) санкции применяются с целью возмездия за вред,
причиненный общественным отношениям, нарушение юридических норм и причинение
психического, соматического или материального вреда другому
субъекту. Таковыми являются, например, штраф, лишение свободы, смертная казнь.
Пресекающие
санкции представляют собой незамедлительное реагирование
государства на нарушение юридических норм. Они предотвращают реальную возможность
причинения большего вреда (в сравнении с причиненным) общественным
отношениям. Таким образом, они направлены на недопущение дальнейшего причинения
вреда, либо нарушения других юридический норм. Примерами таких санкций могут
служить принудительные меры воспитательного и медицинского характера.
Правовостановительные
(возместительные) санкции обращены на возмещение потерпевшему
(истцу) вреда, причиненного нарушением юридической нормы или на восстановление
нарушенного права. Они представляют собой юридическую обязанность
виновного лица "загладить" причиненный вред. Таковыми являются:
требование выполнения обязательств по договору; восстановление на работе;
возмещение потерпевшему вреда, причиненного преступлением.
Соотношение нормы права и статьи
нормативного акта.
Норма права
далеко не во всех случаях совпадает со статей закона или иного нормативного акта.
Вопрос о
соотношении нормы права и статьи нормативного акта тесно связан с правилами
законодательной техники, такими ее требованиями, как ясность,
краткость и компактность изложения нормативного материала, удобство
его изучения, толкования и применения.
В наиболее
общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и
статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения
юридических норм в статьях нормативных актов.
1.
Полное совпадение нормы права и статьи закона или другого нормативного
акта. В этом случае в статье присутствуют все три элемента, составляющие
выраженную в ней правовую норму. В качестве примера можно сослаться на любую
норму Особенной части уголовного права. Диспозиция последней
выражает запрет совершения указанного в статье преступного деяния (убийство,
разбой, вымогательство и т.д.). Гипотеза предполагает условия
вступления нормы в действие ("если кто-либо совершил..." и далее описывает
выражение деяния во вне, в реальной действительности, т.е. объективную
сторону состава преступления). Санкция определяет вид и размер наказания за
нарушение содержащегося в диспозиции запрета, т.е. за совершение
определенного преступного деяния.
2.
Изложение нормы права в двух или более
статьях одного нормативного
акта
или даже в статьях различных нормативных актов. Например, гипотеза и
диспозиция нормы,
предусматривающая обязанность
должника возместить
кредитору убытки
причиненные неисполнением или
ненадлежащим
исполнением обязательств, расположены в одной статье (ст. 393 ГК РФ), тогда
как
санкция этой нормы, заключающаяся в обращении взыскания на имущество
должника,
находится в другой статье (ст. 368 ГПК РФ).
3. Содержание в
одной статье нормативного акта
двух или более
юридических норм. Например, ст. 5 УПК РСФСР указывает на обстоятельства,
исключающие
производство по делу. Часть 1 этой статьи содержит 11 пунктов,
каждый
из которых представляет отдельную норму права. Большинство статей
Особенной
части УК РФ состоит из двух или более частей, каждая из которых
-самостоятельная норма права.
Таким
образом, правильное понимание структуры юридической нормы, ее
расположения в нормативном акте, способствует более глубокому осмыслению
этого понятия в системе курса теории государства и права.
ВОПРОС 3.
Классификация правовых
норм.
Важное место в теории и
практике действия юридических норм принадлежит их
классификации на виды.
По функциональной роли в механизме
правового регулирования нормы права классифицируются: на исходные нормы,
нормы-правила поведения, общие и специальные
нормы.
Исходные (отправные, учредительные) нормы занимают
высшую ступень в
иерархии общеобязательных правовых предписаний. Основное назначение данного
вида юридических норм состоит в том, что они определяют
основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. Исходные нормы права разнообразны по своему характеру, содержанию и целевому назначению. В их числе можно выделить нормы-начала, нормы-принципы, целеустановочные нормы, нормы-дефиниции, нормы-цели.
Нормы-начала — это общие
предписания, закрепляющие устои конституционного строя, политические,
экономические и социальные основы государства и общества, соотношение личности
и государства, отношение последнего к правам и свободам человека и
гражданина.
Нормы-принципы — общие
предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.
Целеустановочные нормы — это
установления, определяющие, во-первых, глобальные цели, стоящие перед обществом,
государством в лице его органов и должностных лиц, общественными
объединениями, гражданами, во-вторых, — назначение, цели и задачи отдельных
отраслей права и правовых институтов, участников (субъектов)
регулируемых отношений, формы и средства правового регулирования.
Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием общие предписания, содержащие
законодательно закрепленное официальное
(или как его еще именуют в литературе — легальное) определение правовых категорий и понятий. Таковы,
например: норма, определяющая понятие
референдума (ст. 1 Федерального конституционного закона «О референдуме
Российской Федерации»); выраженные в ст. 17 и 21 ГК РФ нормы, в которых даны определения понятий
гражданской правоспособности и
дееспособности; сформулированные в ст. 14 и 43 УК РФ нормы, содержащие определения понятий
преступления и наказания, и др.
Нормы-правила поведения — это нормы непосредственного, прямого
регулирования
поведения людей, общественных отношений. Они указывают на взаимные права и
обязанности участников регулируемых отношений, придавая им статус
субъектов правоотношений, условия реализаций этих прав и обязанностей,
вид и меру юридической ответственности, выражающей реакцию государства
по отношению к тем, кто нарушил нормы права.
Деление
юридических норм по функциональной роли в правовом регулировании
на общие и специальные.
Под общими нормами следует
понимать такие предписания, которые присущи общей части той или иной
отрасли права — конституционного (государственного), административного,
трудового, гражданского, уголовного и других, и распространяются на все или большую часть
институтов соответствующей отрасли права.
Общие нормы служат целям правовой регламентации
широкого круга общественных отношений определенного рода. Как
правило, они содержатся в общей части кодексов и разделах общих положений других законов и иных
нормативно-правовых актов.
В отличие от них специальные нормы относятся к отдельным институтам
той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный
вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей,
своеобразия, специфики, конкретных условий и т.п.
По предмету
правового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы
подразделяются на нормы государственного (конституционного),
административного, финансового, гражданского, гражданско-процессуального,
трудового, уголовного и иных отраслей права.
Отраслевые
нормы делятся на материальные и процессуальные (процессуально-процедурные). Различие
между ними в том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы
права?», а вторые — «как?». Процессуальные правовые нормы — правила
поведения организационно-процедурного характера, они регламентируют
порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методу правового регулирования нормы
права классифицируются на императивные, диспозитивные,
поощрительные, рекомендательные.
Императивные нормы —
категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной
трактовки предписания. Императивными являются подавляющее большинство норм права, относящихся к
различным его отраслям, в том числе все
исходные юридические нормы.
Диспозитивные нормы предписывают
вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в
пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.
Поощрительные нормы — это
предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый
государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов,
заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных
обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные
требования.
Рекомендательные нормы устанавливают
варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования
общественных отношений, для обеспечения реализации которых адресаты данных
рекомендаций проводят мероприятия, соответствующие их компетенции, с учетом
своих местных условий, возможностей и резервов.
На
основании сочетания особенностей
предмета и метода правового регулирования нормы права
могут быть подразделены на нормы публичного права и
нормы частного права.
ВОПРОС 4.
Социальные и технические нормы, понятие, роль и соотношение.
В
юридической литературе все действующие нормы подразделяются на
социальные и технические. Граница между ними проходит по предмету регулирования.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их
объединениями, т.е. социальную жизнь, а технические нормы -отношения
между людьми и внешним миром, природой и техникой. Особенность
указанных отношений заключается в том, что на другой стороне неодушевленные
предметы, поэтому они не носят чисто социальный характер. Технические нормы
определяют научно обоснованные методы, приемы и способы обращения с
естественными и искусственными объектами, технологическими операциями и
процессами. Среди технических норм есть такие, которые получают
закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую
силу. Их называют технико-юридическими нормами. Это нормы действующие в производственной
и управленческой сфере (правила техники безопасности, эксплуатации
всех видов транспорта, строительных работ, энергоснабжения, хранения и
перемещения взрывчатых и токсических веществ и др.). Остальные технические
нормы, в частности действующие в бытовой сфере не поддерживаются правом и
не влекут юридических последствий.
Социальные
нормы - это общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения между людьми.
Эти нормы представляют собой типичные предписания, направленные на
оптимальное функционирование социальной общности и индивидов, они
оценивают поведение человека, а также они формируются и изменяются в процессе жизнедеятельности
людей. Социальные нормы выполняют информационную, ориентирующую, программную,
стабилизационную и обеспечительную функции.
Социальные и
технические нормы различаются также по содержанию, конструкции, способам
фиксации, степени общности, формальной определенности и другим
параметрам.
ВОПРОС 5.
Соотношение права и
морали: единство, различие, взаимодействие и
противоречие.
Соотношение
между правом и моралью крайне сложны и включают в себя четыре компонента:
единство, различие, взаимодействие и противоречия.
Единство права и морали:
1)
они представляют собой разновидности социальных
норм, которые в
совокупности образуют целую систему
нормативного регулирования и
в
силу этого обладают
некоторыми общими чертами, у них
единая
нормативная основа;
2)
право и мораль преследуют
в конечном счете
одни и те же цели и
задачи -
упорядочение и совершенствование общественной жизни,
внесение
в нее организующих начал, развитие и обогащение личности,
защиту
прав человека и др.;
3)
у права и морали один и тот же объект регулирования - общественные
отношения;
4)
право и мораль в качестве
нормативных явлений определяют
границы
должного и возможного поведения субъектов, служат
средством
выражения и гармонизации личных и
общественных интересов;
5)
право и мораль представляют собой надстроечные категории, которые
обусловлены экономическими, политическими,
культурными и другими
факторами;
6)
право
и мораль выступают в
качестве фундаментальных
общеисторических ценностей, показателей социального и
культурного
прогресса
общества.
Отличительные особенности права и
морали:
1)
право
и мораль различаются, прежде
всего, по способу
их
установления и
формирования. Правовые нормы
создаются или
санкционируются государством, в свою
очередь моральные нормы
возникают и
развиваются спонтанно в
процессе практической
деятельности людей;
2) право и
мораль различаются по
методам их обеспечения. Право
обеспечивается
государством, охраняется и защищается им, за правом
стоит
аппарат принуждения. Мораль в свою очередь опирается не на
силу
государственного аппарата, а на силу общественного мнения;
3) по форме
выражения право и мораль различаются следующим образом.
Правовые нормы закрепляются в специальных
юридических актах
государства
(законах, указах, постановлениях), группируются по
отраслям и институтам, систематизируются в
различные кодексы,
сборники
и др. Нравственные нормы не имеют подобных четких форм
выражения,
они не учитываются и не
обрабатываются, а возникают и
существуют в
сознании субъектов общественных отношений;
4) право и
мораль различаются по характеру и способам их воздействия на
сознание
и поведение людей. Так если право регулирует общественные
отношения с точки
зрения их юридических прав и обязанностей;
правомерного и неправомерного; законного -
незаконного, наказуемого и
ненаказуемого, то мораль оценивает
человеческие поступки с позиции
добра и зла, честного и бесчестного, благородного и
неблагородного,
совести, чести, долга др.;
5) право и мораль различаются по
характеру и порядку ответственности за
их
нарушение. Противоправные действия влекут за
собой реакцию
государства, т.е. особую юридическую
ответственности, причем порядок
её наложения строго регламентирован
законом и носит процессуальный
характер. За нарушение нравственных норм нарушитель
подвергается
моральному осуждению и
порицанию к нему применяются меры
общественного воздействия. Это
ответственность не перед государством, а перед обществом;
6)
право и мораль различаются
по уровню требования,
предъявляемых
к поведению
человека. Этот уровень значительно
выше у морали,
которая
во многих случаях требует от личности
гораздо больше, чем
юридические
нормы;
7)
право
и мораль различаются по
сферам действия. Моральное
пространство
гораздо шире правового, границы
их не совпадают.
Право
регулирует далеко не все, а
лишь наиболее важные области
общественных отношений, оставляя за
рамками такие отношения как
любовь, дружба, товарищество,
взаимопомощь и др.;
8)
мораль выступает одной из форм общественного
сознания (наряду с
политикой,
идеологией, искусством и т.д.). Право
в свою очередь в
данном качестве не
рассматривается. Формой общественного
сознания
выступает не право, а правосознание, т.е.
взгляды на право;
9)
у права и морали различные исторические
судьбы. Мораль старше по возрасту,
она всегда существовала и будет существовать в
человеческом обществе.
Право в свою
очередь возникло на
определенной ступени социальной эволюции, и
в будущем будет больше
приближаться к нормам морали.
Взаимодействие
права и морали.
Право и
мораль поддерживают друг друга в упорядочении общественных отношений,
позитивном влиянии на личность, формирования у граждан должной
юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают.
Так, например действия субъектов поощряемых
правом, поощряются и моралью. Право и мораль осуждают правонарушения и преступления.
В процессе
осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих
целей, используя для этого свойственные им методы. Право и мораль активно взаимодействуют в сфере отправления правосудия,
деятельности органов правопорядка, юстиции.
Фактические обстоятельства многих дел
оцениваются с привлечением как юридических, так и нравственных критериев.
Правовые
нормы закрепляют нравственные устои общества. Эффективность права во многом зависит
от того насколько полно, адекватно оно выражает эти требования. Сила
законов увеличивается, если она опирается не только на власть, но и
на мораль. В свою очередь действие морали во многом зависит от четко
функционирующей юридической системы.
Противоречия
между правом и моралью.
Причины противоречия
между правом и моралью заключаются прежде всего в их специфики, в том, что у
них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке
поведения субъектов. Противоречия права и морали связаны со сложностью и противоречивостью
самой жизни, неодинаковым уровнем правового сознания людей, изменчивость социальных
условий, появление новых тенденций в общественном развитии и т.д.
Право по свой
природе более консервативно, оно отстает от течения жизни, кроме того, оно само
содержит различные коллизии и противоречия.
Право и
мораль по-разному оценивают одни и те же факты, между ними имеются
тонкие грани и взаимопереходы.
Нередко
создаются ситуации, когда закон разрешает какое - либо явление, а
мораль запрещает и наоборот. Отсутствие согласия и взаимопонимания
сказывается, в конечном счете, на регулятивных и воспитательных возможностях обоих этих
средств.
Так, например
предательство, смертная казнь, супружеская неверность и другие не противоречат
действующим юридическим предписаниям, однако осуждаются моралью.