Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Тема 15

ТЕМА 23

 

ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

ПЛАН

 

1.    Понятие, виды и предпосылки  возникновения  правоотношений. Взаимосвязь  нормы права и правоотношений.

2.    Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность.

3.    Субъективные  права и юридические  обязанности: понятие и структура.

4.    Объекты  правоотношений: понятие и виды.

5.    Юридические факты: понятие и классификация. Юридический  состав.

6.    Механизм  правового  регулирования.

7.    Правовой  статус  личности в Российской Федерации.

 

 

ВОПРОС 1. Понятие, виды и предпосылки возникновения право-отношений.  Взаимосвязь  нормы права и правоотношений.

 

          Правовые  отношения – это  охраняемые государством общественные  отношения,  возникающие, вследствие воздействия нормы  права  на  поведение  людей  и характеризующиеся  наличием  субъективных  прав и юридических  обязанностей  у его  участников.

          Признаки  правоотношений:

1. Правоотношения – это  общественные  отношения,  т.е. отношения  между  людьми,  неразрывно  связанные  с  их  деятельностью и поведением. 

2. Правоотношения – это  такое отношение,  которое возникает вследствие  воздействия норм позитивного  права на  поведение  людей. 

Между нормой права и правоотношением существует жесткая зависимость, это  связано с тем, что в жизни возникают только
те правоотношения, на которые указывает юридическая норма.

Однако, в хозяйственной жизни предприятий, иных коллективных субъектов, в имущест­венных отношениях граждан возникают многочисленные правоотношения, либо прямо не предусмотренные юридическими нормами, либо вообще не урегулированные законодательством (институт аналогии). В гражданском праве, например, к отношениям, прямо не урегулированным законодательством или соглашениями сто­рон, и при отсутствии применимого к ним обычая делового обо­рота, если это не противоречит их существу, применяется гражданское  законодательство,  регулирующее  сходные  отношения (аналогия закона).

При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смыс­ла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (ст. 6 ГК РФ). В других случаях действует правило: есть норма права — возникает правоотношение, нет нормы — нет и правоотношения.

             3.  Правоотношение — это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Носитель субъективного права (т.е. тот, кому принадлежит право) — лицо управомоченное, но­ситель юридической обязанности — лицо обязанное. В правоотношении лицу управомоченному всегда противостоит лицо обязанное, будь то другой человек, организация, государственный орган или государство в целом. В этом смысле правоотношение является связью  индивидуализированной.  

     4. Правоотношение — это волевое отношение. Это означает, что помимо нормы права, которая сама по себе уже выражает опре­деленную волю, для возникновения правоотношения необходима воля его участников.

Причем есть правоотношения, для возник­новения которых необходима               воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии                 обеих   сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.), и есть пра­воотношения, для возникновения которых достаточно воли         одного субъекта (уголовное дело, возбуждаемое по воле правоохранитель­ного органа).

       5. Правоотношение это отношение, охраняемое государст­вом. Государство, обеспечивая выполнение тре­бований юридических норм,            охраняет   и   отношения,    возникающие   на   основе    этих    норм.   Охраняемые

государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.

Для  возникновения  правоотношений  необходимы определенные   предпосылки. 

          Выделяются два вида предпосылок возникновения правоотношений:

          1. Материальные (общие).

          2. Юридические (специальные).

          К  материальным относятся жизненные интересы и потребности людей, под влиянием которых они вступают в соответствующие правоотношения.

В широком смысле под материальными предпосылками понимается система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. К материальным предпосылкам можно отнести также наличие объекта правоотношения (то, по поводу чего лица вступают в данные юридические связи), и соответствующие поведение участников правоотношений.

Однако одних общих предпосылок не достаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникли и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические.

          К юридическим предпосылкам относятся:

          - норма права;

          - правосубъектность;

          - юридический факт.

Виды правоотношений:

1. В зависимости от функций права выделяют: регулятивные и охранительные правоотношения.

Регулятивные правоот­ношения — это правомерное поведение субъектов, т.е. поведение, возникающее на основе норм права и им строго соответствующее. Такие правоотношения и составляют суть правопорядка, их подавляющее большинство, в их существовании и развитии заинте­ресовано общество. Это имущественные, трудовые, семейно-брачные, государственно-правовые и иные правоотношения, возникающие на законных основаниях, — это все регулятивные отношения.

Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов как реакция общества, государства и граждан на такое поведение. Цель правоохранительных правоот­ношений — защита существующего в обществе нормального по­рядка отношений, наказание правонарушителя. В рамках охра­нительных отношений ответчик возмещает причиненный его действиями материальный ущерб; на правонарушителя налагается, штраф; преступник привлекается к уголовной ответственности, осужденный отбывает наказание в местах лишения свободы и т.д.

2. В зависимости от отрасли  права выделяют: отраслевые правоотношения. Сколько отраслей отечественного пра­ва, столько и видов правоотношений — конституционные, граж­данские, административные, уголовные и др.

В делении правоотношений по отраслевой принадлежности большое значение имеет разграничение материально-правовых и процессуальных правоотношений.

Материально-правовые отношения возникают на основе норм материального права. Их содержание — права и обязанности, составляющие предмет интересов субъектов права, т.е. существо юридического дела: гражданско-правовые, государственно-право­вые, административно-правовые и другие материально-правовые отношения.

Процессуальные правоотношения возникают на базе процес­суальных норм и производны (вторичны) от материально-право­вых отношений. Они предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридичес­кого дела: гражданско-процессуальные, уголовно-процессуаль­ные, административно-процессуальные и другие процессуальные правоотношения.

Особенность процессуальных правоотношений еще и в том, что они вообще не могут возникнуть и существовать без процессуальных  правовых  норм.  

Если  материально-правовые  отношения соотнести с социальной действительностью и юридическими нормами, то схема здесь будет такова: «общественное от­ношение — норма права — материально-правовое отношение». Норма права как бы «накладывается» на существующие уже об­щественные отношения, в результате чего появляется правоот­ношение. Общественное отношение в этом случае возникает и су­ществует независимо от юридической нормы, а соприкасаясь с ней, обретает правовую форму, становится правоотношением. Процессуальные правоотношения не существуют  в  природе до тех пор, пока не появляется юридическая процессуальная норма. Она порождает такие правоотношения, а с ее отменой они также прекращают свое существование.

Например, процессуаль­ные отношения между субъектами по возбуждению уголовного дела существуют лишь потому, что есть соответствующие процессуальные нормы, предусматривающие порядок этих действий, кассационное, надзорное производство и соответствующие пра­воотношения возможны лишь в силу существования процессу­альных норм об обжаловании и опротестовании решений и при­говора суда.

В юридической литературе существует также деление правоотношений на абсолютные и относительные, а также на общие и конкрет­ные.

В  относительных правоотношениях точно определены все участники: и лица управомоченные, и лица обязанные (покупа­тель и продавец, заказчик и подрядчик и др.).

В абсолютных правоотношениях известно лишь одно лицо — носитель субъективного права. Все остальные субъекты (абсолютно все) являются обязанными, т.е. не должны препятствовать осуществлению субъек­тивного права лицом управомоченным. В качестве примера таких правоотношений могут служить  отношения собственности, ав­торские, изобретательские.                                                           

Общими (общерегулятивными) считаются правоотношения, возникающие на основе прежде всего конституционных норм, за­крепляющих основные права, свободы и обязанности граждан. Граждане государства, имея закрепленные законом правомочия, состоят как бы в правовой связи со всеми субъектами права. Если же эти права и свободы реализуются, то возникает конкретное правоотношение.

Конкретные правоотношения возникают по  поводу  конкретных  фактов, случаев, споров, притязаний. Их  задача  обслуживать конкретные  нужды  субъектов (гражданский  оборот, рынок, семья).  Это отношения типа должник – кредитор, продавец – покупатель, истец – ответчик и др.

 

ВОПРОС 2. Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правоспо-собность, дееспособность, правосубъектность.

 

Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, имеющие субъективные права и юридические обязан­ности.

Субъекты, содержание и объекты правоотношения образуют состав правоотношений.  

Все субъекты правоотношений  подразделяются в юридической литературе на два вида: индивидуальные (физи­ческие лица) и коллективные.

К индивидуальным как субъектам правоотношений относятся: граждане, иностранцы, лица без граж­данства, лица с двойным гражданством.

Иностранцы и лица без гражданства (апатриды) могут вступать в те же правоотношения на территории России, что и граждане Российской Федерации, за рядом исключений, установленных законода­тельством: они не могут избирать и быть избранными в предста­вительные органы России, входить в экипаж гражданского воз­душного, морского или речного судна, а тем более быть его ка­питаном, служить в Вооруженных Силах.

Лица с двойным гражданством как субъекта права обладают одновременно правами и обязан­ностями двух государств (он одновременно и гражданин, и ино­странец).

К коллективным субъектам правоотношений относятся: государственные и негосударственные организации, Российская Федерация в целом, государственные и частные предприятия, отечественные и иностранные фирмы и компании, коммерческие банки и иные коммерческие структуры, предпринимательские союзы и ассоциации, общественные объ­единения и др.

В качестве особого  субъекта правоотношений можно выделить  социальные общности.

К ним относятся:  народ, нация, население определенного региона или населенного пункта, трудо­вой коллектив.

Для того чтобы быть субъектом правоотношения, организа­ция или социальная общность, индивид должны обладать право­субъектностью.

Правосубъектность это способность быть субъектом права.  Правосубъектность, характеризует положение человека в обществе, является условием стабильности его статуса.

Следует различать общую правосубъектность и специальную.

Общей правосубъектностью обладают лица, достигшие восемнад­цатилетнего возраста и не признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными. Общая правосубъектность одинакова для всех. Она является общим равным условием для всех граждан Рос­сии вступать в любые правоотношения, пользоваться любыми ус­тановленными законом правами и свободами.

Специальная пра­восубъектность необходима для некоторых правоотношений, субъекты которых должны иметь специальные знания, опреде­ленный возраст, соответствовать каким-то дополнительным требованиям. Например, для избрания в Государственную Думу Рос­сии необходимо достичь возраста 21 года, для занятия должности судьи — иметь высшее юридическое образование, возраст не менее 25 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Применительно к государственным и негосударственным ор­ганизациям, государству в целом правосубъектность находит вы­ражение в их компетенции.

Компетенция — совокупность прав и обязанностей, полномочий организаций и государства в целом, предоставленных для осуществления их функций. Компетенция имеет строго определенные рамки и устанавливается норматив­но-правовыми актами.

Рассматривая правосубъектность применительно к индиви­дам, в ней следует различать три составные части: правоспособ­ность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность  это способность индивида иметь, в силу норм права, субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность  это способность своими действиями осущест­влять права и обязанности. Дееспособность связана с возрастом и с психическими свойствами человека.

Насту­пает она в полном объеме с момента совершеннолетия, а до этого лицо обладает частичной дееспособностью.

Правоспособность и дееспособность обычно совпадают в одном лице.

Однако, существуют  ситуации при  которых, одно лицо может обла­дать только правоспособностью, а его отсутствующая дееспособ­ность восполняется дееспособностью других лиц (родителей, опе­кунов, попечителя), которые вступают в правоотношения в инте­ресах недееспособных.

Деликтоспособностъ — это способность лица отвечать за свои поступки, прежде всего за совершенное правонарушение.

 

ВОПРОС 3. Субъективные  права и юридические  обязанности: понятие и структура.

 

        Субъективное      право    и    юридическая    обязанность     являются

юридическим содержанием правоотношения, поскольку, анализируя эти элементы правоотношения, можно судить о его характере и цели.

Субъективное право это  право, принадлежащее субъекту правоотношения, т.е. управомоченному лицу.

 В субъективном праве всегда заключен какой-либо интерес управомоченного — матери­альный, семейный, политический или иной. Субъективное право — это поведение возможное, т.е. его реализация целиком зависит от усмотрения управомоченного, его воли и желания, это  мера  возможного поведения. Рамки возможно­го поведения, а следовательно, и рамки реализуемого интереса четко ограничены нормами объективного права.

Субъективное право включает  в себя:

1. возможность определять собственное  поведение управомоченного лица;

2.  возможность требовать соответствующего  поведения от  обязанное стороны;

3. возможность обращения к компетентным  органам за  защитой нарушенного  права;

4. возможность пользоваться на  основе  данного права определенными социальными  благами.

Юридическая обязанность  это необходимое поведение субъек­та правоотношения, установленное для удовлетворения инте­ресов носителя субъективного права.

Без соответствующей юри­дической обязанности субъективное право превращается в фик­цию.

Юридическая обязанность — это необходимое, должное по­ведение. Если субъективным правом можно не воспользоваться, или от него отказаться, то от юридической обязанности отказаться нельзя.

Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными правовыми предписа­ниями и рамками.

За нарушение юриди­ческих обязанностей наступает юридическая ответственность.

Так, покупатель при купле-продаже обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег, родители обязаны содержать своих детей и заботиться об их воспитании, граждане суверенной республики обязаны соблюдать и уважать законы — вот некото­рые примеры юридических обязанностей.

Содержанием юридической  обязанности является:

1.    необходимость совершать определенные  действия;

2.    необходимость отреагировать на обращение с законными требованиями управомоченного;

3.    необходимость  нести ответственность за  неисполнение этих требований;

4.    необходимость  не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, на которое тот  имеет право.

 

ВОПРОС 4. Объекты  правоотношений: понятие и виды.

 

Объект — часть объективной реальности, с которой взаимо­действует субъект. Объект права — это обще­ственные отношения, которые могут быть предметом правового регулирования и требуют такого регулирования. Объект правоотношений - это нечто более конкретное, чем объект права. Это то, на что направлена деятельность определенных лиц в индивидуализированном отношении, это часть обществен­ных отношений.

Объект правоотношения — это то, на что направлены субъективные права и юридические обязан­ности субъектов.

Существуют две теории: монистическая (теория единого объекта) и плюралистическая (теория множест­венности объектов).

Сторонники монистичес­кой теории объекта правоотношения считали, что объект правоотношения должен обладать способностью к реагированию на правовое воз­действие, а поскольку только человеческое поведение способно к этому, то человеческое поведение и следует признать объектом прав и обязанностей.

По мнению представителей данной теории человеческое поведение — это единственный объект, потому и теория называется монистической.

Плюралистическая теория объекта правоотношения дает возмож­ность показать многообразие объектов правоотношений, а не сво­дить их только к поведению обязанного лица.

Объектами правоотношений являются следующие социальные явления и блага:

1. Предметы материального мира. К ним относятся вещи.
В юридическом смысле вещами являются предметы природы в их
естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой
деятельности человека, по поводу которых возникает правоотношение. К вещам относятся: средства производства, предметы по­
требления, деньги, ценные бумаги и т.д. Купля-продажа предметов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование, — это только некоторые правоотношения, где объектом являются пред­меты материального мира.

2.   Продукты духовного творчества. Это то, что является результатом интеллектуальной (духовной, творческой) деятельности: произведения искусства, литературы, живописи, кино и др.

3. Личные неимущественные блага. Под личными неимуще­ственными благами как объектами правоотношений понимаются нематериальные блага, непосредственно связанные с человеком, его личностью. Это жизнь, здоровье, честь, достоинство человека.

4. Поведение участников правоотношений. Поведение чело­века — это взаимодействие его с окружающей средой. Выражает­ся оно либо в действии (активное поведение), либо в бездействии (пассивное поведение).

5.   Результаты поведения участников правоотношений. Ре­зультаты поведения — это те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие. Многие правоотношения и устанавливаются ради того, чтобы путем поведения лиц добить­ся определенного результата. В этом случае не само поведение будет объектом правоотношения, а именно результат поведения.
Примером может служить правоотношение, возникающее на ос­
нове договора перевозки.

 

ВОПРОС 5. Юридические факты: понятие и классификация. Юридичес-кий  состав.

 

Под юридическими фактами в науке и практике понимаются социальные обстоятельства (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий возникновение, изменение или прекра­щение правовых отношений.

Признаки юридических фактов:

1. Несут в себе информацию о состоянии общественных отно­шений, входящих в предмет правового регулирования. Юридичес­кими фактами выступают лишь такие обстоятельства, которые за­трагивают прямо или косвенно права и интересы общества, госу­дарства, социальных коллективов, личности. Бессодержательные с социальной точки зрения события и действия не могут иметь и юридические значения;

  2. Определенным образом выражены вовне. Юридическими фактами не могут быть абстрактные понятия, мысли, события внутренней духовной жизни человека и тому по­добные явления.

3. Характеризуют наличие либо отсутствие определенных явлений материального мира. Необходимо учитывать, что юридическое значение могут иметь не только позитивные (существующие) явления, но и так называемые негативные факты (отсутствие служебной подчиненности, родства, другого зарегистрированного брака и т.п.);

4. Прямо или косвенно предусмотрены нормами права. Многие юридические факты исчерпывающе определены в норме права. Вместе с тем в процессе индивидуального регулирования право­применительным органом может производиться конкретизация юридических фактов, необходимых для наделения правами или возложения обязанностей;

5. Зафиксированы в установленной законодательством проце­дурно-процессуальной форме. Многие юридические факты имеют правовое значение лишь в том случае, если они надлежащим об­разом оформлены и удостоверены (в виде документа, справки, журнальной записи и т.д.);

6. Вызывают предусмотренные законом правовые последствия, прежде всего возникновение, изменение либо прекращение пра­вового отношения.

Виды юридических фактов:

В основу традиционной классификации положены три взаи­мосвязанных признака.

Первый — «волевой» критерий, согласно которому все юри­дические факты подразделяются на события и действия.

Дейст­вия — поступки человека, акты государственных органов и т.д.

События — явления природы, возникновение и развитие которых не зависит от воли и сознания человека.

Второй критерий отражает отношение факта к праву. По этому признаку факты-действия подразделяются на правомерные и не­правомерные.

Правомерные действия соответствуют предписани­ям юридических норм, в них выражается правомерное (с точки зрения действующего законодательства) поведение.

Неправомер­ные действия— противоречат правовым предписаниям, причиняют вред интересам общества и государства.

Значение этого подразделения заключается в том, что оно ох­ватывает две противоположных сферы правовой действительности. С одной стороны — договоры, сделки, админи­стративные акты, связанные с «нормальными» правовыми от­ношениями, с другой — проступки, преступления, вызывающие возникновение охранительных правоотношений.

Третий   критерий    разграничивает    правомерные   акты-действия  в

зависимости от их непосредственной цели. По этому  признаку правомерные

действия подразделяются на юридические поступки и юридические акты.

Юридические поступки — это действия, направленные на удовлетворение материальных и духовных потребностей (трудо­вая деятельность, производство и потребление материальных благ, создание произведений литературы и искусства, открытий и изобретений и т.п.), которым закон придает юридическое значение, связывает с ними определенные правовые последствия (возникновение права на вознаграждение, авторских прав и т.д.).

Юридические акты — это действия, прямо направленные на достижение определенной правовой цели (подача искового заявле­ния или отказ от иска, заключение договора, вынесение судебного решения или иного правоприменительного акта и т.п.). Совершая юридические акты, граждане, государственные органы и другие субъекты права целенаправленно создают, изменяют, прекращают правовые отношения для себя либо для других субъектов.

По способу связи с действительностью выделяют позитивные и негативные.  В первом случае юридический факт будет положительным, позитивным, во втором случае — отрицательным, негативным.

С точки зрения связи с соответствующими правовыми отно­шениями, юридические факты подразделяются на материальные и процессуальные. К числу первых принадлежат фактические об­стоятельства, являющиеся основаниями наступления «матери­альных» правоотношений. Вторая категория связана с юридичес­ким процессом, его движением и развитием.

Фактические обстоятельства, которые состоят из нескольких юридически значимых сторон (признаков) называют сложными юридическими фактами.  Типичные примеры сложных юридических фактов являются факты-правонаруше­ния, которые складываются, как правило, из нескольких элемен­тов как субъективного, так и объективного характера.

Сложные юридические факты не следует смешивать с факти­ческими составами. Фактический состав представляет собой со­вокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий — возникновения, изме­нения, прекращения правоотношения.

Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо на­личие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсут­ствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) по­рождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связан­ных с прохождением действительной военной службы.

От сложного юридического факта фактический состав отлича­ется тем, что состоит из разных юридических фактов. Если слож­ный юридический факт — это сложное многоаспектное (но це­лостное) явление, то фактический состав — система (комплекс) явлений.

Функции юридических фактов, их роль и задачи в механизме правового регулирования.

Главная функция, выполняемая юридическими фактами в правовом регулировании — это обеспечение возникновения, измене­ния, прекращения правовых отношений. Каждый юридический факт вызывает либо правообразующие, либо правоизменяющие, либо правопрекращающие правовые последствия.

Юридические факты обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей к конкретной. Обеспечивая надежное возникновение, изменение, прекращение правовых отношений, юридические факты способствуют стабильному и надежному функционированию всей системы правового регулирования.

Закрепление в нормах права тех или иных юридических фактов активно используется законо­дательством как средство воздействия на поведение субъектов.

 

 

 

ВОПРОС 6. Механизм  правового  регулирования.

 

Правовое регулирование как инструмент социального управ­ления призвано упорядочивать общественные отношения, обес­печивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижа­ют эффект правового регулирования.

Механизм правового регулирования это такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с пре­пятствиями.

Механизм правового регулирования — это сис­тема правовых средств, организованных наиболее последователь­ным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель механизма правового  регулирования  — обеспечить беспрепятственное движение инте­ресов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение. Это главный, содержательный признак, объяс­няющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового  регулирования  заключается в снятии возможных препятствий, стоя­щих на пути осуществления интересов субъектов.

Механизм правового регулирования — это система различных по своей природе и функциям пра­вовых средств, позволяющих достигать его целей.

Механизм правового  регулирования состоит  из  следующих  элементов:

1. Норма права. Она  формулирует  правило  поведения, которое направлено на  удовлетворение тех или  иных  интересов,  находящихся в сфере  права и требующих правового  регулирования.

2. Юридический факт или фактический  состав. Он   представляют  собой специальные  условия,  при  наступлении  которых  появляется возможность перехода  от  общих  правил  к  деталям.

3. Правоотношения. Они  позволяют установить конкретные  юридические  связи с разделением субъектов на  управомоченных и обязанных. 

В рамках  правоотношений выявляется  какая  из  сторон имеет  интерес и соответствующее  субъективное право, призванное  его  удовлетворять, а  какая – обязана осуществлять определенные активные действия в интересах управомоченного, либо не препятствовать реализации  субъективного права.

4. Правореализационные  акты – это  основное  средство, при  помощи  которого права и обязанности претворяются в жизнь – реализуются в поведении  конкретных субъектов.

Эти  акты  могут выражаться в трех  формах: соблюдение, исполнение, использование.  

5. Охранительные правоприменительные  акты (является факультативным элементом) – вступают в действие тогда, когда беспрепятственная форма  реализации  не  удается и для  удовлетворения законного  интереса требуется правоприменительная деятельность. 

Эффективность правового регулированияэто соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

Пути повышения эффективности правового регулирова­ния в современных условиях следующие:

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права          наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать.

Совершенствование правоприменения. Повышает эффективность нормативного регулирования, а значит, и в целом механизма правового  регулирования.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, также  повлияет на качество всего механизма правового  регулирования, на укрепление закон­ности и правопорядка.

Интересы человека — это главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового  регулирования, повышения их эффектив­ности.

 

ВОПРОС 7. Правовой  статус  личности в Российской Федерации.

 

Правовой статус — это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, граждани­на и государства, индивида и коллектива, и другие социальные связи.

Правовой статус личности можно определить как юридически  закрепленное положение личности в обществе.

В структуру этого по­нятия входят следующие элементы:

а) правовые нормы, устанав­ливающие данный статус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридичес­кая ответственность;

ж) правовые принципы;

з) правоотношения общего (статусного) типа.

При этом, права и обязанности, особенно конституционные и их гарантии образуют основу (ядро) правово­го статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конститу­ции России.

Виды правового статуса личности.

а) общий, или конституционный, статус гражданина;

б) специальный, или родо­вой, статус определенных категорий граждан;

в) индивидуальный статус;

г) статус физических и юридических лиц;

д) статус ино­странцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, бе­женцев;

е) статус российских граждан, находящихся за рубежом;

ж) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административ­но-правовой и т.д.;

з) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);

и) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объ­ектов, секретных производств).

В теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус — это статус лица как гражданина го­сударства, члена общества. Он определяется Кон­ституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, вы­полняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной стабильностью, обобщенностью.

Содержание такого статуса составляют те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержа­ния зависит от воли законодателя, а не от отдельного лица.

Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социаль­ной природе, степени демократичности конкретного общества.

Специальный, или родовой, статус отражает особенности поло­жения определенных категорий граждан (например, пенсионе­ров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учите­лей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).

Указанные слои и группы общества, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнитель­ные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим за­конодательством. Совершенствование этих статусов — одна из задач юридической науки.

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность пер­сонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Твердое знание каждым своего личного статуса, своих прав, обязаннос­тей, ответственности, возможностей — это признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми измене­ниями, которые происходят в жизни человека.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.

Они тесно взаимосвязаны и взаимо­зависимы, наслаиваются друг на друга и на практике нераздели­мы.

Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах — гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдель­ную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус.

Общий правовой статус у всех один, специальных статусов — множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

Специальные, индивидуальные и все прочие статусы не могут противоречить общему (конституци­онному) статусу. Они должны соответствовать ему как базовому, первичному и исходному.

 

 

Сайт создан в системе uCoz
 
 
Сайт создан в системе uCoz