МЕХАНИЗМ
ГОСУДАРСТВА
ПЛАН
1.
Механизм (аппарат) государства, его
понятие и структура.
2.
Теория
разделения властей.
3.
Орган
государства: понятие, признаки и классификация.
4.
Структура государственного аппарата современного Российского государства.
5.
Принципы
организации и деятельности
государственного аппарата.
ВОПРОС 1. Механизм (аппарат)
государства, его понятие и структура.
Механизм государства
есть та реальная организационная материальная сила,
располагая которой государство
осуществляет власть. Механизм
является структурным и предметным
олицетворением государства, представляет
собой материальное «вещество»
из которого оно
состоит.
Механизм государства
- это целостная иерархическая
система государственных органов
и учреждений, практически осуществляющих государственную власть,
задачи и функции
государства. Приведенное определение
позволяет выделить следующие
характерные признаки механизма
государства:
- это
целостная иерархическая
система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами
организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными
задачами и целями.
- первичными структурными
частями (элементами) механизма являются государственные органы
и учреждения, в
которых работают
государственные служащие. Государственные органы
связаны между собой началами субординации и координации.
- для
обеспечения государственных властных
велений он имеет
непосредственные орудия (учреждения)
принуждения, соответствующие
техническому уровню каждой эпохи
– вооруженные силы,
правоохранительная система, тюрьмы и
т.д. Без
них не может обойтись ни одно
государство.
-
при помощи механизма
государства практически
осуществляется власть и выполняются функции государства.
Между функциями государства
и его механизмом имеется прямая
связь, в силу того, что
механизм как раз и
создается для выполнения
функций государства, в свою очередь
последним в этой связи
принадлежит определяющая роль.
Органы государства и учреждения
вынуждены подстраиваться к
изменяющимся его функциям.
Единый и
целостный механизм государства дифференцируется на
составные части – органы, подсистемы.
Между ними существует
своя иерархия: различные
органы и подсистемы занимают неодинаковое
место в государственном механизме,
находятся в сложных отношениях
субординации и координации.
Структура
механизма государства изменчива и
разнообразна, но при всех
условиях в него входят
органы управления и органы принуждения.
Управление и принуждение в
реальной жизни тесно
взаимосвязаны.
Механизм
современного государства отличается высокой степенью
сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на
крупные подсистемы. Так,
например, одну его
подсистему образуют высшие органы
государства: представительные,
глава государства, правительство. Другая
подсистема - это органы
правопорядка, суд, прокуратура, а также
силовые структуры (армия, милиция
и т.д.). Последние выполняют решения
высших органов государства, в том числе
методами государственного принуждения
(военное подавление,
полицейские меры и др.).
К органам
государства относятся также государственные учреждения,
которые властными
полномочиями не обладают,
а выполняют общественные функции
в сфере экономики, образования,
здравоохранения, науки и т.п.
ВОПРОС 2. Теория
разделения властей и иные
принципы организации и деятельности механизма
государства.
Организационно –
правовое выражение принципа
разделения властей предполагает наличие системы сдержек и противовесов. Элементами этой
системы являются: срочность
полномочий должностных лиц,
несовместимость депутатского мандата
с занятием должности
в аппарате управления, право вето
на законопроекты, право роспуска парламента, контроль над
законодательной властью, осуществляемый
народом в ходе
выборов, независимость судей.
Данный принцип закреплен в
ст. 10 Конституции РФ,
которая закрепляет, что
«государственная власть в Российской
Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти
самостоятельны». Согласно Конституции РФ на общефедеральном уровне
законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание РФ,
исполнительную – Правительство РФ, а
судебную – Федеральные суды. Президент РФ, согласно части 2 Конституции
РФ обеспечивает функционирование и взаимодействие органов
государственной власти.
Необходимо отметить, взаимодействие властей при осуществлении их функций. Так,
функция принятия законов
Федеральным Собранием РФ сочетается
с правом Президента РФ отклонять
законы, что влечет
их возврат в парламент для
повторного принятия. Кроме того, Президент РФ вправе издавать указы, которые
не должны противоречит федеральным законам.
При этом Правительство РФ вправе издавать
постановления в соответствии
и во исполнение Конституции РФ, законов РФ и указав Президента РФ.
ВОПРОС 3. Орган государства: понятие,
признаки и классификация.
Любая государственная власть
реализуется в тех или иных
организационных формах. Совокупность
последних и составляет
механизм государственной власти.
Центральное звено в механизме
государственной власти
занимает государственный аппарат,
включающий в себя совокупность органов государственной власти.
Категория государственный аппарат
употребляется в двух
смыслах: в широком и
узком. В широком смысле понятие
государственный аппарат
представляет собой совокупность
всех государственных органов.
В данном смысле
государственный аппарат совпадает
с определением механизма
государства. В узком
смысле под государственным аппаратом понимают аппарат
государственного управления.
В данном
смысле термин «государственный аппарат»
изучается в науке административного права.
В теории государства и права понятие государственного аппарата употребляется в широком
значении, т.е. тождественно категории механизм государства.
Механизм государства обладает
следующими характерными чертами и признаками:
1) механизм государства – это система
государственных органов, действующих
на основе единых
принципов, закрепленных в
Конституции и других нормативных актах.
2) механизм государства
представляет собой сложную
структуру, отражающую
определенное место которое
занимают в ней
определенные виды и группы
государственных органов.
3) Между функциями государства и
государственным механизмом
существует тесная
взаимосвязь. С одной
стороны функции государства получают
реальное воплощение при помощи
государственного механизма,
с другой
- от функций
государства зависит структура
государственного механизма,
они непосредственно влияют на
возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных
органов государства.
4) Механизм государства для обеспечения
возложенных на него
задач обладает определенными
материальными средствами.
Таким образом, механизм государства
- это система государственных организаций,
взаимодействующих между
собой и обществом по
поводу осуществления государственных задач и
функций. Механизм интегрирует организационные структуры
государства и использует возможности
общества для решения проблем государственного управления.
Механизм государства позволяет
выявить системообразующие иерархические
связи между его основными
структурными элементами, а
также функциональные особенности,
автономное своеобразие каждого
из элементов, что
дает установить их наиболее оптимальную управленческую структуру,
полномочия, материальную и
кадровую обеспеченность и т.д.
применительно к потребностям
конкретного периода.
Оптимальное сочетание общих целей
и принципов деятельности с функциональными возможностями каждого элемента государственного механизма позволяет эффективно
решать стоящие перед обществом
задачи.
Наряду с государственным аппаратом в механизм государственной власти включаются и
некоторые формы непосредственной
демократии (референдум, выборы и т.п.),
т.е. формы реализации
государственной власти
непосредственно населением.
Структурными элементами
механизма государства являются:
·
Система
органов государства, связанных
между собой отношениями соподчинения
и правомочных совершать
действия от имени государства
в целом. В ее состав
входят: органы
законодательной власти, органы
исполнительной власти, судебные
органы, контрольно-надзорные
органы и силовые
структуры.
·
Государственные
служащие - лица,
профессионально занимающиеся управлением и
получающие за это денежное
вознаграждение.
·
Государственные
учреждения и предприятия, осуществляющие на
основе государственной
собственности и властных
предписаний производство
потребительской продукции, оказания
услуг, охрану прав
и свобод человека и
гражданина. Государственные учреждения выполняют организационно – распорядительные и социально
– культурные функции в сфере
образования, здравоохранения,
науки, культуры и т.п.
·
Материальные
придатки, обеспечивающие надлежащую
работу государственного
механизма.
Первичным и наиболее
важным структурным элементом механизма государства является орган
государства, который представляет
собой звено (элемент) механизма
государства, участвующее в осуществлении функций государства и
наделенное для этого властными полномочиями.
Основными признаками органа государства являются:
1. Орган государства служит частью единого государственного механизма,
занимает в государственной машине
свое место и тесно
связан с другими
ее частями.
2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые
находятся в особых правоотношениях между собой и органом государства. Они
абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с
государственной службой, являются официальными. Положение, права и обязанности
государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правой статус.
Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже
законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и
других документах.
К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые
обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят
их в жизнь.
Служащие государства непосредственно материальных благ не производят,
поэтому содержание их возлагается общество. Они получают заработную плату в
государстве ном органе согласно занимаемой должности.
3. Органы государства имеют внутреннее строение
(структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради
достижения которых образованы, дисциплиной, которую все служащие обязаны
соблюдать.
4. Важнейшим признаком органа государства
является наличие у него компетенции —
властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания
объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и
функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно
юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация
органом государства своей компетенции - это не только его право, но и
обязанность.
5. Согласно своей компетенции орган государства
обладает властными полномочиями, которые выражаются:
а) в возможности издавать обязательные к исполнению
правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными
(акты применения норм права);
б) в обеспечении выполнения правовых актов органов
государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
6. Для осуществления
своей компетенции орган государства
наделяется необходимой материальной
базой, имеет финансовые
средства, источник
финансирования из бюджета и т.п.
7.
Орган государства активно участвует
в реализации функций государства,
используя для этого
соответствующие формы и методы.
Органы государства классифицируются по различным
основаниям:
По способу возникновения
они подразделяются на
первичные и производные. Первичные
органы государства никакими другими органами не создаются.
Они либо
возникают в порядке наследования (наследственная монархия),
либо избираются по установленной
процедуре и получают
властные полномочия от
избирателей (представительные
органы). Производные органы
создаются первичными органами,
которые и наделяют их властными
полномочиями. К ним относятся исполнительно –
распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По
объему властных полномочий
органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако, не все местные
органы являются государственными (например, органы местного самоуправления).
Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть,
распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства
функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах,
уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей
и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий
круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в
осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой)
компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида
деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и
единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов
непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в
соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные
органы.
ВОПРОС 4. Структура государственного аппарата
современного Российского государства.
ВОПРОС 5. Принципы организации и
деятельности
государственного аппарата.