Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Тема 11

ЛЕКЦИЯ 11

ЛЕКЦИЯ  11.

 

СИСТЕМА ПРАВА

 

ПЛАН

 

1.    Понятие и структурные  элементы  системы  права.

2.    Предмет и метод  правового  регулирования.

3.    Частное и публичное  право.

4.    Общая  характеристика отраслей российского  права.

5.    Система российского права и международное  право.

6.    Система права и система  законодательства. Соотношение и взаимосвязь.

 

ВОПРОС 1.  Понятие и структурные  элементы  системы  права.

 

Система — это выделенное из окружающей среды целостное множество элементов и их структурных образований, объединен­ных внутренними связями и отношениями.

Система права — это внутреннее  строение права,  представляющее  собой совокупность целесообразно  взаимосвязанных  норм, институтов и отраслей. 

Первичным элементом системы права является норма права, т.е. установленное государством общеобязательное правило пове­дения.

Нормы права, взаимосвязанные по предметно-функциональ­ному признаку и регулирующие конкретные видовые обществен­ные отношения, образуют правовой институт.

Так, в сфере се­мейных отношений могут быть выделены специфические отноше­ния, связанные с заключением и прекращением брака, установ­лением отцовства, уплатой алиментов. Соответственно в семейном праве образуются институты заключения брака, прекращения брака, признания брака недействительным, установления проис­хождения детей, алиментных обязательств родителей и детей и другие правовые институты.

Крупные правовые институты, охватывающие значительный по объему круг правовых норм, могут подразделяться на субин­ституты. Так, в семейном праве правовой институт алиментных обязательств подразделяется на субинституты: алиментные обя­зательства родителей и детей, алиментные обязательства супругов и бывших супругов, алиментные обязательства других членов семей.

Совокупность норм, объединенных в правовые институты ре­гулирующих определенную сферу родовых общественных отно­шений, образует отрасль права.  Отрасли права неравнозначны по объему и роли в процессе воздействия на общественные отноше­ния.  В результате в рамках наиболее крупных отраслей права выделяются подотрасли. Например, в граж­данском праве имеются подотрасли: жилищное право, наслед­ственное право, право собственности; в трудовом праве — трудо­вой договор (контракт); в конституционном — избирательное право и т.д.

Таким образом, структурными частями системы права явля­ются:

1) норма права; 2) субинститут права; 3) институт права; 4) подотрасль права; 5) отрасль права. Между всеми этими струк­турными частями системы права имеются сложные предметно-функциональные связи, обеспечивающие единство данной сис­темы и позволяющие отграничивать право от других социальных явлений.

Структура системы права оказывает существенное влияние и на структуру формы права — законодательство, где соответст­венно вычленяются нормативные предписания, институты (суб­институты), подотрасли и отрасли законодательства. Все это во многом определяет предмет издаваемых законов и подзакон­ных актов, наличие в них разделов, глав и частей.

 

ВОПРОС 2.  Предмет и метод правового регулирования.

Предмет и метод правового регулирования являются теми кри­териями построения системы права, наличие которых обусловли­вает существование системообразующих связей. Именно поэтому они лежат в основе деления права на отрасли и институты.

Под предметом пра­вового регулирования, понимают определенную совокупность однород­ных общественных отношений.

Наряду с предметом правового регулирования как главным критерием классификации отраслей и институтов права, дополнительным осно­ванием деления является метод правового регулирования, т.е. совокупность способов и средств воздействия права на общественные отноше­ния. Предмет является материальным (основным) критерием классификации отраслей права, а метод — юридическим (дополнительным) критерием, так как он производен от предмета.

 Каждая отрасль права имеет свою особую сферу правового регулирования, которая регламентирует­ся специфическим методом. Одна и та же норма не может одно­временно регулировать два различных вида общественных отно­шений либо использовать при этом различные методы. Если же какая-то группа норм строится на использовании различных ме­тодов, то это свидетельство того, что в эту группу входят нормы различных отраслей права, а сама она отраслью права не является. Вместе с тем, отдельные черты метода (но не метод в целом) могут быть, хотя и в своеобразной форме, присущи нескольким генети­чески близким смежным отраслям права, например гражданско­му и семейному, административному и финансовому.

Предмет правового регулирования показывает, что регламен­тирует право вообще и конкретная отрасль в частности, а метод — каким образом осуществляет право свою регулятивную роль. Именно предмет обусловливает в первую очередь необходимость выделения той или иной отрасли права, а когда отрасль начинает формироваться, появляется и соответствующий ей метод регули­рования, который во многом зависит от воли законодателя.

Закономерность соотношения предмета право­вого регулирования, его метода, правовых средств, присущих каждому методу, позволяет классифицировать отрасли права по объективным, внутренне присущим каждой отрасли признакам.

И предмет, и метод правового регулирования имеют свои слож­ные структурные компоненты.

В структуру предмета правового регулирования входят:

а) субъекты;                       

б) объекты регулирования об­щественных отношений;

в) социальные факты, с которыми свя­зано возникновение соответствующих отношений.

В структуре метода правового регулирования имеются следую­щие структурные компоненты:

а) установление границ правового регулирования;

б) закрепление в нормативных актах прав и обя­занностей субъектов-участников отношений, предписания о долж­ном и возможном их поведении;

в) наделение участников отноше­ний (граждан и юридических лиц) правоспособностью и дееспо­собностью, что позволяет им вступать в разнообразные правоот­ношения;

г) определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

В целом метод правового регулирования — это юридический инструментарий, при помощи которого государство оказывает необходимое воздействие на волевое поведение участников об­щественных отношений в целях придания им желательного раз­вития.

Наряду с общим методом правового регулирования существу­ют и конкретные методы, характерные для тех или иных отраслей права. К ним относятся: императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, рекомендаций, метод автономии и ра­венства сторон, убеждения и принуждения.

Императивный метод — метод властных предписаний, содер­жащий, как правило, нормы-запреты. Характерен в основном для уголовного, административного, финансового и некоторых других отраслей права.

Диспозитивный метод дает субъектам известную альтернативную возможность выбора вариантов поведения в рам­ках закона. Присущ в первую очередь гражданскому праву.

Метод поощрения свойствен в основном трудовому праву, где существуют льготные системы стимулирования работников. По­ощрения присущи также административному праву (присвоение классных чинов, почетных званий, награждение орденами и ме­далями).

Метод рекомендаций используется государством при органи­зации  отношений с общественными организациями, фермерскими и иными сельскохозяйственными субъектами.

Метод автономии и равенства сторон характерен для про­цессуальных отраслей права, где истец и ответчик, другие участ­ники судебного разбирательства находятся в одинаковом процес­суальном отношении друг перед другом, законом и судом; их от­ношениям присуща самостоятельность.

В качестве особых методов правового регулирования исполь­зуются убеждение и принуждение. Эти методы присущи как для права в целом, так и для отдельных его отраслей, хотя и в разных сочетаниях.

Все названные методы при всем их разнообразии и относитель­ной самостоятельности тесно взаимосвязаны и, как правило, ис­пользуются в сочетании друг с другом.

 

ВОПРОС 3.   Публичное и частное право.

Подразделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Они более крупные, чем от­расль, структурные образования этой системы. Общим для пуб­личного и частного права является то, что каждое из них объ­единяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права. Частное — гражданское, семейное, трудовое право. Пуб­личное — все остальные отрасли права. Все это предполагает взаимное проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охваты­ваемых публичным правом.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блоки происходит в соот­ветствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает.

При   классификации   отраслей   права  предмет регулирования вы­ступает:

Во-первых, во всей полноте своих элементов. В их число входят круг общественных отношений (объект) как главный сис­темообразующий фактор и вспомогательные факторы (субъект, юридические факты и др.).

Во-вторых, применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собой основной кри­терий классификации, а метод правового регулирования — до­полнительный критерий. При объединении отраслей права в частный и публичный блоки критерии членения иные. Из всего спектра образующих предмет регулирования элементов значение имеет практически лишь один — состав субъектов. В частном праве это преимуще­ственно граждане и юридические лица. Государство может высту­пать в частноправовых отношениях лишь как казна либо через казенные предприятия, однако с теми же правами и обязаннос­тями, что и иные участники правоотношений. В публичном праве субъективный состав иной: одной из сторон правоотноше­ний является обязательно государство или его орган.

Соответственно огромное  значение при делении  права на публичное и частное перемещается на метод правового регулирования.

В сфере частного права все правоотношения возникают, изменя­ются и прекращаются по волеизъявлению их участников (в основе их чаще всего лежит  договор) и строятся  они на принципе равноправия субъектов.

В публичном праве государственные органы, выступа­ют как носители властных (публичных) полномочий, поскольку презюмируется, что они действуют в интересах общества и госу­дарства.

Соответственно основной метод правового регулирования в этой сфере — это отношения власти и подчинения, возникающие чаще всего из издаваемых компетентными государственными ор­ганами административно-правовых актов.

Поэтому большая часть норм в публичном праве являются императивными, тогда как в частном праве — диспозитивными.

 

ВОПРОС 4.  Общая  характеристика отраслей российского  права.

 

Конституционное право. Оно представляет собой исходную нормативную базу системы права РФ, поскольку регулирует наи­более важные социальные, экономические и политические от­ношения, основу государственно-общественного строя страны. В круг регулируемых им общественных отношений входят вопро­сы государственного устройства страны; политическая система, экономическая основа, формы собственности; территориальное устройство; формирование и структура органов представительной, исполнительной и судебной власти; права, свободы и обязанности граждан и их объединений; избирательная система и др. Таков предмет отраслей конституционного права.

Главным зако­ном этой отрасли служит Конституция РФ, которая является актом прямого действия. Система конституционного законода­тельства охватывает также конституции (уставы) субъектов Фе­дерации и иные федеральные и региональные конституционные законы.

Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно- распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (прави­тельства, министерств, ведомств, президентских структур, пред­приятий, учреждений и т.д.). Специфика этих отношений состоит в том, что одной из сторон в админис­тративных правоотношениях всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Поэтому основной метод в админи­стративном праве — отношения власти и подчинения, админи­стративные приказы, ответственность за совершенные действия, частично дозволения. Наряду с федеральными конституционны­ми законами, основными нормативными актами являются Кодекс об административных правонарушениях, иные федеральные и ре­гиональные законы в различных сферах государственного управ­ления.

Финансовое право. Предмет данной отрасли — финансовые от­ношения, формирование и исполнение государственного бюджета, денежное обращение, займы, кредиты, налоги. Субъектами фи­нансовых отношений являются все юридические и физические лица, а сама финансовая деятельность носит в значительной сте­пени исполнительно-распорядительный характер, что влияет на используемый в этой отрасли права метод правового регулиро­вания. Он включает контроль, ревизии, властные предписания. Источники финансового права — Бюд­жетный и Налоговый кодексы, кодифицировавшие основные под­отрасли финансового права.

Гражданское право. Эта отрасль регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (честь, достоинство, авторство, имя). На основании норм гражданского права складывается гражданский (хозяйственный) оборот, в ко­тором участвуют граждане, организации, учреждения. Граждан­ским правом регулируются отношения владения, пользования и распоряжения собственностью, ее приобретения и отчуждения и т.д.

Особенностью гражданских отношений является равенство их участников. Они пользуются автономией в выборе вариантов по­ведения, поскольку здесь между сторонами отсутствуют отноше­ния власти и подчинения, характерные для административных и финансовых имущественных отношений. Главный метод регули­рования — диспозитивный.

Основной нормативный источник гражданского права — Гражданский  кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифи­цированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс и др.).

Семейное право. Нормы семейного права определяют порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы воспитания детей, оставшихся без попечения ро­дителей (усыновление, опека, попечительство, приемная семья). Ведущие методы — диспозитивный и равенства сторон. Основной нормативный акт — Семейный кодекс РФ.

Трудовое право. Эта отрасль объединяет систему норм, которые регулируют трудовые отношения между работниками (рабочими и служащими) и работодателями (предприятиями всех форм соб­ственности, организациями и учреждениями). Субъектами трудо­вых отношений выступают также общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Основными институтами являются: по­рядок заключения и расторжения трудового договора (контракта), рабочее время и время отдыха, заработная плата, взаимная мате­риальная ответственность работников и работодателей, порядок разрешения трудовых споров. Метод регулирования — поощре­ние, стимулирование, локальное правотворчество (коллективные договоры).

Земельное право. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и рас­пределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земель в соответствии с их хозяйственным на­значением (государственные, сельскохозяйственные, городские, фермерские и т.д.). Подотраслями земельного права являются лес­ное право, водное право и горное право. Методы регулирования — дозволения, разрешения, запреты. Основными нормативными актами земельного права являются Земельный кодекс РФ, кодексы, регулирующие лесные, водные и горные отношения, а также со­ответствующие законы субъектов РФ.

Уголовное право. Уголовное право определяет, какие общественно опасные по­ступки и действия следует считать преступными и в силу этого уголовно наказуемыми, цели наказания и порядок его примене­ния, правомочия компетентных государственных органов по от­ношению к лицам, совершившим преступления, основания и ус­ловия привлечения их к ответственности. Метод регулирова­ния — императивно-запретительный.

Деление системы права на институты, подотрасли и отрасли права отражает иерархическое строение ее структуры. Наряду с этим возможны и другие структурные образования данной систе­мы, например деление отраслей права на материальные и процес­суальные отрасли.

В соответствии с Конституцией в России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбит­ражный и конституционный (ч. 2 ст. 118). Процессуальное право определяет формы осуществления норм материальных отраслей, регулирует деятельность соответствующих субъектов по приме­нению и реализации материальных норм при разрешении кон­фликтных ситуаций.

Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок произ­водства по уголовным делам. Оно регулирует деятельность орга­нов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании и раз­решении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, статус участников уголовного процесса, права и обязанности правоох­ранительных органов в этом процессе, порядок обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения. Уголовно-процессуальное право кодифицировано в одноименном кодек­се РФ.

Гражданское процессуальное право определяет цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственность и подсуд­ность споров, порядок рассмотрения дел и исполнения судебных решений. Подотраслями гражданского процесса как самостоя­тельной отрасли права являются арбитражный и конституцион­ный процессы.

Основными источниками гражданского процесса являются Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процес­суальный кодекс РФ.

 

ВОПРОС 5.  Система  российского  права и международное  право.  

 

Внутригосударственное и международное право представляют собой взаимосвязанные, но относительно самостоятельные системы права. Если внутригосударственное право регулирует отношения внутри страны, то международное регулирует отношения между го­сударствами, и другими субъектами.

Международное право представлено двумя его относительно самостоятельными подразделениями: международным публичным и международным частным правом.

Международное публичное (межгосударственное) право регули­рует отношения между государствами.

Международное частное регулирует гражданские, семейные, трудовые и другие  частные отношения, выходящие за пределы одного государства.

Общепризнанные принципы и нормы международного права формируются на основе компромиссного согласования воль различ­ных субъектов международного содружества. Причем общепризнан­ные принципы как основополагающие начала, отражающие законо­мерности и устои современной системы международных отношений отличаются императивным характером и повышенной юридической силой.

В современном международном праве нет общепризнанного перечня таких принципов. К ним относят: самоопределение наций и народов, суверенитет и суверенное равенство всех государств, принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях и т.д. Эти принципы дополняются принципами отдельных отраслей международного права.

Во взаимодействии внутригосударственного и международного права устанавливается примат международного права. (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Однако это не означает юридического верховенства международного  права и подчинения  ему  внутригосударственного. Предполагается добровольное исполнение государствами принятых на себя международных обязательств.  Конституция РФ, выражая суверенитет Российской Федерации, не подчиняется автоматически нормам международного права. Она обладает верховенством на территории Российской Федерации.

Для практического использования принципы и нормы международного права должны трансформироваться во внутригосударственную систему права. Различают три основных формы такой трансформации: прямую, опосредованную и смешанную.

При прямой, нормы заключенного и ратифицированного договора непосредственно обретают силу внутригосударственного закона.

При опосредованной необходимо принятие особого закона для трансформации международной нормы во внутригосударственную.

Смешанная форма объединяет элементы двух предыдущих форм трансформации,

ВОПРОС 6.   Соотношение системы права и системы законодательства.

Как право, так и законодательство определяются материальными и социальными условиями жизни общества. Система права выступает в качестве одного из важнейших факторов, опре­деляющих построение и развитие системы законодательства.

Подобно системе права, в отраслевой структуре законодатель­ства имеются нормативные предписания, институты законода­тельства, подотрасли и отрасли законодательства. При этом ин­ституты, подотрасли и отрасли законодательства могут быть как адекватными соответствующим отраслям права, так и комплекс­ными. Так, трудовому праву, как отрасли права, соответствует отрасль трудового законодательства; гражданскому праву — от­расль гражданского законодательства; семейному праву — семей­ное законодательство и т.д.

Система законодательства — это совокуп­ность связанных иерархией и соподчиненностью федеральных за­конов и иных нормативных актов, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации, взаимодействующих между собой как в целом, так и в структурных частях и регламентирующих общественные отношения применительно к отраслям права, функ­циям и сферам государственного управления.

Система права и система законодательства находятся в тесной гносеологической и функциональной связи. Они  соотносятся как содер­жание и форма в реальной жизни, и выступают в качестве пар­ных правовых категорий и, в свою очередь, входят в более широ­кую по объему систему — правовую систему страны.

Если струк­тура системы права ограничивается нормами, институтами и от­раслями права, а система законодательства включает также зако­нодательные массивы, то правовая система страны охватывает все правовые явления, всю правовую действитель­ность.

Признаки, отличающие систему права от системы законо­дательства:

1. Система права отражает структуру права и обеспечивает эффек­тивное взаимодействие её элементов при регулировании обществен­ных отношений. Система законодательства отражает внешнее проявление права и обеспечивает достаточность правовой информации для регулирования общественных отношений.

2.  Исходным элементом системы права является норма права, а ис­ходным   элементом   системы   законодательства      нормативно - правовой акт.

3.  Система права в основном носит объективный характер, система
законодательства в значительной степени подвержена влиянию субъ­ективных обстоятельств.

4.  Они не совпадают по объему и содержанию. Система законода­тельства включает в свое содержание некоторые положения, не яв­ляющиеся правом (цели, задачи принятия нормативного акта).

5.  Система законодательства в отличие от системы права непо­средственно отражает федеративную структуру государства.

Во взаимодействии этих двух сторон права ведущую роль играет система права: развитие нормативной базы ведет к изменению и со­вершенствованию его внешней формы — системы законодательства.

 

Сайт создан в системе uCoz
 
 
Сайт создан в системе uCoz