ТЕМА
24.
ЗАКОННОСТЬ,
ПРАВОПОРЯДОК
И
ДИСЦИПЛИНА
ПЛАН
1.
Понятие и основные
принципы законности.
2.
Понятие правового
порядка.
3.
Обеспечение и охрана
законности и правопорядка.
4.
Понятие дисциплины. Соотношение дисциплины с
законностью, правопорядком и общественным порядком.
ВОПРОС 1. Понятие и основные принципы
законности.
Законность — это принцип,
метод, режим формирования и функционирования
правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное
соблюдение и исполнение законов всеми государственными и
муниципальными органами, общественными объединениями,
должностными лицами и гражданами.
Законность есть система реально действующего права. Это означает следующее:
1. Наличие в обществе и государстве правовой конституции,
правового законодательства.
Это означает, что действующие
Конституция и законы адекватно выражают правовые принципы, общечеловеческие
ценности, правовые идеалы свободного демократического
общества и правового
государства. В плоскости
практической государственной деятельности законность также означает соответствие Конституции и других законов принципам и нормам международного
права, международным стандартам,
неотчуждаемым и неотъемлемым права человека.
2. Наличие и действие строго
иерархической правовой системы, в основе которой лежит
принцип верховенства закона, т.е. соответствие закону всех
подзаконных нормативных актов.
В иерархии системы правовых
нормативных актов Конституция и другие законы
обладают высшей юридической силой. Это качество диктует требование непротиворечивости
подзаконных актов содержанию Конституции и других
законов.
3. Полное и точное осуществление и
реализация Конституции и других законов в действиях должностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного
самоуправления, объединений граждан.
4. Всестороннее обеспечение (гарантирование) и эффективная
защита действия Конституции и других законов. Эта система юридической защиты включает как систему государственного контроля и надзора
за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав, свобод и законных интересов.
Наличие приведенных
выше элементов и составляет содержание законности как
системы реально действующего права в свободном
демократическом обществе и правовом государстве.
ВОПРОС 2. Понятие
правопорядка.
Правопорядок — это многоаспектное, многоуровневое понятие, которое представляет собою урегулированностъ общественных отношений, участниками которых могут выступить граждане, органы государственной власти, органы местного
самоуправления, должностные лица, объединения
граждан и т.д.
Такая урегулированность
осуществляется компетентными органами, прежде всего, в самом законе, во всем массиве правовых нормативных актов. Это
есть идеальная конструкция
урегулированности общественной и государственной
жизни.
Тесно связано с
правопорядком понятия законности. Они в значительной части по своему содержанию
пересекаются, но законность полностью содержание
правопорядка не исчерпывает.
Правопорядок означает также
идею, требование и систему реально действующего права.
Однако в отличие от законности правопорядок означает
следующее:
1. Наличие в обществе и государстве правового
массива подзаконных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном)
нормотворчестве.
Нарушением правопорядка
является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций,
положений и др.) которые противоречат правовым принципам
подзаконного (ведомственного) нормотворчества.
2. Наличие и действие принципа
иерархии по юридической
силе
в подсистеме подзаконных нормативных актов.
3. Полное и точное соблюдение,
исполнение и использование
конституционных положений и норм законов российскими гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правопорядок включает осуществление и реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права — органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан,
должностными лицами, гражданами и другими физическими лицами.
4. Всестороннее обеспечение и
эффективная охрана (защита)
действия
всего массива подзаконных нормативных актов.
ВОПРОС 3. Обеспечение и
охрана законности и правопорядка.
Система обеспечения
законности и правопорядка представляет собой структуру мер, направленных на гарантирование положительной реализации
юридических норм как должностными лицами, так и гражданами,
на укрепление законности, правопорядка а также на профилактику нарушений
законности, правопорядка.
Таким образом система обеспечения
законности и правопорядка
состоит из трех направлений:
а) гарантирование законности, правопорядка;
б) укрепление законности и правопорядка;
в) профилактика
нарушений законности и правопорядка.
Гарантирование и укрепление законности и
правопорядка предполагает
формирование, совершенствование и развитие гарантий законности и правопорядка в
деятельности органов государственной власти, органов
местного самоуправления, объединений граждан и должностных
лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются
положительно действующие условия, факторы и средства как
внутри той или иной государственной структуры,
так и вне ее.
Следует различать общие
(экономические, политические и духовно-культурные) и специальные
(правовые, психологические и управленческие) гарантии.
Правовые гарантии как вид
специальных гарантий включают:
а) меры по совершенствованию законодательства;
б) меры выявления правонарушений законности;
в) меры защиты;
г) меры ответственности;
д) меры надзора и контроля за состоянием законности и правопорядка;
е) меры профилактики нарушений
законности и правопорядка.
Надзор и контроль за
состоянием законности и правопорядка включают:
·
контроль в системе органов
государственной власти, в том числе
внутриведомственный контроль;
·
конституционный и другие
виды судебного контроля;
·
прокурорский надзор;
·
общественный контроль.
Профилактика нарушений законности и правопорядка означает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушениям.
Система охраны (защиты) законности и правопорядка включает выявление несоответствий праву законов и
подзаконных нормативных актов, правонарушений в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение,
приведение в действие средств защиты и восстановления права, законности и
правопорядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.
ВОПРОС 4. Понятие дисциплины. Соотношение
дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.
Дисциплина понятие более широкое, чем законность,
так как она предполагает не только соблюдение законов и иных нормативных
правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных
приказов, распоряжений, указаний.
Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под
дисциплиной понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук;
обязательное для всех членов
какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность,
привычку к строгому порядку.
В общетеоретическом контексте, дисциплина есть подчинение
обязанностям, содержащимся в правовых актах и в иных социальных и технических
предписаниях.
Понятие «дисциплина» характеризуется следующими
признаками:
1)
дисциплина есть форма социальной связи субъектов,
создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности;
2)
она сопряжена с подчинением одного субъекта другому,
которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования,
установки, ориентиры;
3)
связана с наличием юридических и иных социальных
(нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
4)
это выполнение обязанностей, содержащихся не только в правовых актах нормативного
характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в
нормативных и индивидуальных
неюридических предписаниях;
5)
целью дисциплины является состояние упорядоченности социальных связей.
Ибо её результатом выступает общественный порядок.
В зависимости от
природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют
на государственную, правовую, учебную и т. д.
Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из
которых – государство) юридических обязанностей, содержащихся в правовых
нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что
одним из участников отношений здесь
является государство, представляемое органом или должностным лицом. Государственная
дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую,
финансовую, налоговую и т.д.
Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим
образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели
и в этом смысле тесно взаимодействуют
друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказываются на укреплении законности и, наоборот,
постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.
С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие
«дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает
в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть
выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных,
правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и
технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Дисциплина опирается не только на нормативно-правовые
требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на
нравственные, партийные и иные предписания. Законность, следовательно, можно
рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Т.Е. если результатом дисциплины выступает общественный порядок, то
результатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать как
основу общественного порядка.