Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Тема 12

ТЕМА 24

ТЕМА 24.

 

ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК

И ДИСЦИПЛИНА

 

ПЛАН

 

1.    Понятие и основные  принципы  законности.

2.    Понятие правового  порядка.

3.    Обеспечение и охрана  законности и правопорядка.

4.    Понятие дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

 

ВОПРОС 1. Понятие и основные  принципы  законности.

Законность это принцип, метод, режим формирования и функционирова­ния правового государства и гражданского общества, в основе которых лежит точное соблюдение и исполнение законов всеми государственными и муниципальными ор­ганами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Законность есть система реально действующего права. Это означает следующее:

1.   Наличие в обществе и государстве правовой конституции,
правового законодательства. Это означает, что действующие Конституция и законы адекватно выражают правовые принципы, общечеловеческие ценности, пра­вовые идеалы свободного демократического общества и правового
государства. В плос­кости практической государственной деятельности закон­ность также  означает  соответствие Конституции и дру­гих законов принципам и нормам международного права, между­народным стандартам, неотчуждаемым и неотъемлемым права человека.

2.   Наличие и действие строго иерархической правовой систе­мы, в основе которой лежит принцип верховенства закона, т.е. соответствие закону всех подзаконных нормативных актов.

В иерархии системы правовых нормативных актов Конститу­ция и другие законы обладают высшей юридической силой. Это качество диктует требование непротиворечивости подзаконных актов содержанию Конституции и других законов.

3.   Полное и точное осуществление и реализация Конституции и других законов в действиях долж­ностных лиц органов всех ветвей государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан.   

4.  Всестороннее обеспечение (гарантирование) и эффективная
защита действия Конституции и других законов. Эта система юри
дической защиты включает как систему государственного контроля и надзора за действием законов, так и систему индивидуальной защиты со стороны граждан и других лиц своих прав,  свобод и законных интересов.

Наличие приведенных выше элементов и составляет содержа­ние законности как системы реально действующего права в свободном демократическом обществе и правовом государстве.

 

ВОПРОС 2.  Понятие  правопорядка.

 

Правопорядок — это многоаспектное, многоуровневое понятие, которое   представляет собою урегулированностъ общественных отноше­ний, участниками которых могут выступить граждане, органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, объединения граждан и т.д.

Такая урегулированность осущест­вляется компетентными органами, прежде всего, в самом законе, во всем массиве правовых нормативных актов. Это есть идеальная конструкция урегулированности общественной и государственной жизни.

Тесно свя­зано с правопорядком понятия законности. Они в значительной части по своему содержанию пересекаются, но законность полностью содержание правопорядка не исчерпывает.

Правопорядок означает также идею, требование и систему реально действующего права. Однако в отличие от закон­ности правопорядок означает следующее:

1. Наличие в обществе и государстве правового массива под­законных нормативных актов, а также соблюдение принципов права в самом подзаконном (ведомственном) нормотворчестве.

Нарушением правопорядка является принятие ведомственных актов (приказов, инструкций, положений и др.) которые проти­воречат правовым принципам подзаконного (ведомственного) нор­мотворчества.

2.    Наличие и действие принципа иерархии по юридической
силе в подсистеме подзаконных нормативных актов.

3.    Полное и точное соблюдение, исполнение и использование
конституционных положений и норм законов российскими граж
данами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Правопорядок включает осуществление и реализацию подзаконных нормативных актов всеми субъектами права — органами государственной власти, органами местного самоуп­равления,   объединениями   граждан,   должностными   лицами, гражданами и другими физическими лицами.

4.    Всестороннее обеспечение и эффективная охрана (защита)
действия всего массива подзаконных нормативных актов.

 

ВОПРОС 3. Обеспечение и охрана  законности и правопорядка.   

 

 Система обеспечения законности и правопорядка представляет собой структуру мер, на­правленных на гарантирование положитель­ной реализации юридических норм как должностными лицами, так и гражданами, на укрепление законности, правопо­рядка а также на профилактику нарушений законности, пра­вопорядка.

Таким  образом система  обеспечения  законности и правопорядка  состоит  из  трех направлений:

а) гарантирование закон­ности, правопорядка;

б) укрепление законности и правопорядка;

в) профилактика нарушений законности и правопорядка.

Гарантирование и укрепление законности и правопорядка пред­полагает формирование, совершенствование и развитие гарантий законности и правопорядка в деятельности органов госу­дарственной власти, органов местного самоуправления, объедине­ний граждан и должностных лиц. Под гарантиями законности, правопорядка понимаются положительно действующие условия, факторы и средства как внутри той или иной государственной  структуры, так и вне ее.

Следует различать общие (экономические, политические и ду­ховно-культурные) и специальные (правовые, психологические и управленческие) гарантии.

Правовые гарантии как вид специаль­ных гарантий включают:

а) меры по совершенствованию законо­дательства;

б) меры выявления правонарушений законности;

в) меры защиты;

г) меры ответственности;

д) меры надзора и кон­троля за состоянием законности и правопорядка;

е) меры профи­лактики нарушений законности и правопорядка.

Надзор и контроль за состоянием законности и правопорядка включают:

·       контроль в системе органов государственной власти, в том числе внутриведомственный контроль;

·       конституционный и другие виды судебного контроля;

·       прокурорский надзор;

·       общест­венный контроль.

Профилактика нарушений законности и правопорядка озна­чает выявление причин и условий правонарушений, устранение указанных причин и условий, ликвидацию всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к правонарушени­ям.

Система охраны (защиты) законности и правопорядка вклю­чает выявление несоответствий праву  законов и подзаконных норматив­ных актов, правонарушений в правотворчестве и в пра­воприменении, их немедленное пресечение, приведение в дейст­вие средств защиты и восстановления права, законности и право­порядка, привлечение к юридической ответственности виновных правонарушителей.

ВОПРОС 4.  Понятие дисциплины. Соотношение дисциплины с законностью, правопорядком и общественным порядком.

 

Дисциплина понятие более широкое, чем законность, так как она предполагает не только соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, но и всех индивидуальных правил и установлений, а также устных приказов, распоряжений, указаний.

Понятие «дисциплина» имеет несколько значений. Под дисциплиной понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное для всех членов  какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам; выдержанность, привычку к строгому порядку.

В общетеоретическом  контексте, дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах и в иных социальных и технических предписаниях.

Понятие «дисциплина» характеризуется следующими признаками:

1)    дисциплина есть форма социальной связи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности;

2)    она сопряжена с подчинением одного субъекта другому, которое предполагает определенные властные либо авторитетные требования, установки, ориентиры;

3)    связана с наличием юридических и иных социальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;

4)    это выполнение обязанностей, содержащихся  не только в правовых актах нормативного характера, но и в правоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных   и индивидуальных неюридических предписаниях;

5)    целью дисциплины является  состояние упорядоченности социальных связей. Ибо её результатом выступает общественный порядок.

В зависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности, дисциплину подразделяют на государственную, правовую, учебную и т. д.

Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – государство) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах, установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним из участников  отношений здесь является государство, представляемое органом или должностным лицом. Государственная дисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую, финансовую, налоговую и т.д.

Понятие «дисциплина» соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны, дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле  тесно взаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказываются  на укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности.

С другой стороны, они не совпадают по своему объему. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие «законность». Если законность включает в себя выполнение обязанностей, содержащихся лишь в законах и  подзаконных актах, то дисциплина есть выполнение обязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных и технических предписаниях нормативного и индивидуального характера.

Дисциплина опирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требования индивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иные предписания. Законность, следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Т.Е. если результатом  дисциплины выступает общественный порядок, то результатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать как основу общественного порядка.

Сайт создан в системе uCoz
 
 
Сайт создан в системе uCoz