РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРАВА
ПЛАН
1.
Понятие и характерные
особенности форм реализации
права.
2.
Применение
как особая форма
реализации права.
3.
Основные
стадии процесса применения
права.
4.
Акты
применения права, их характерные
черты, реквизиты и виды.
5.
Пробелы в праве и пути
их устранения.
6.
Аналогия закона
и аналогия права.
ВОПРОС 1. Понятие и характерные особенности форм реализации
права.
Устанавливая те
или иные нормы права, законодатель
рассчитывает на определенный социальный результат.
Реализация
правовых норм – это практическое
осуществление их предписаний в правомерном поведении людей (граждан и их
объединений, должностных лиц и других субъектов права).
Реализация права составляет
непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.
В юридической литературе в зависимости от видов
юридических норм и характера право реализующих действий выделяют четыре формы
реализации права:
1)
соблюдение;
2) исполнение;
3) использование;
4) применение.
Соблюдение – воздержание от поступков, запрещенных действующим правом.
Речь идет о такой форме реализации права, при которой субъект строго следует
установленным правилам, т.е не совершает тех действий, которые ему не
дозволены.
Суть этой формы
состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под
запретом. В большинстве случаев соблюдение права происходит незаметно, обычно
не фиксировано.
В рамках соблюдения
права реализуются нормы-запреты.
При соблюдении
норм-запретов действует механизм невмешательства государственно-правового
регулирования в поведении участников общественных отношений.
Исполнение – такая форма реализации права, при которой субъект совершает
активные действия, связанные с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
В этой форме реализуются
обязывающие юридические нормы.
Исполнение как
форма реализации обладает
следующими особенностями:
1)
исполнение права вытекает
из его обязательного государственно-
волевого характера
(обязывающие юридические нормы);
2)
исполнение требует активных действий, связанных с претворением
в жизнь обязывающих предписаний.
Использование – такая форма реализации права, при которой субъект
использует возможности, предоставляемые ему
юридической нормой. Речь идет о реализации правомочных норм, то есть норм,
предоставляющих гражданам (организациям) права и свободы. Здесь действия
субъектов, как правило, носят направленный характер. Использование правомочий
может проявляться в таких действиях, как участие в демонстрациях, осуществление
свободы слова, подача имеющих юридическое значение жалоб и заявлений и др. По
усмотрению субъекта, здесь может иметь место как активное, так и пассивное
поведение.
При соблюдении и
исполнении норм права, фиксирующих запреты (пассивные обязанности) и активные
обязанности у адресатов, рамки свободы ограничены. Соответствующие
субъекты должны поступать только в
соответствии с запретом или обязанностью.
В случае
использования субъективного права (дозволения) у адресата нормы свобода
достаточно широка.
Во-первых, здесь существует альтернатива: адресат может использовать
или не использовать свое субъективное право (отказаться участвовать в выборах,
не требовать уплаты долга, не подавать искового заявления в суд и т.д.).
Во-вторых, управомоченный субъект может выбрать разные варианты
реализации своего права (проголосовать за одного из многих кандидатов по своему
выбору или против всех, требовать от должника лишь часть долга, отсрочить его
уплату, увеличить или уменьшить сумму иска).
Данные формы
реализации права называются непосредственными.
Это связано с тем, что субъекты права
реализуют нормы права (запреты, обязанности, субъективные права) самостоятельно. Они не обращаются за
содействием в государственные органы.
Вместе с тем нередки
случаи, когда требования норм права не могут быть выполнены без властного
вмешательства государственных органов. В такой ситуации мы имеем дело с такой
формой реализации, как применение права.
ВОПРОС 2. Применение
как особая форма
реализации права.
В системе форм
реализации права особое место занимает применение норм права. Его называют особой формой реализации права, прежде
всего потому, что оно имеет место тогда, когда первые три (соблюдение,
исполнение, использование) не срабатывают и оказываются недостаточными для
реализации норм права.
Применение норм права – это государственно-властная,
организующая деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных
случаев и вынесения властного решения, выраженного в специальном акте.
Правоприменение отличается от других форм реализации следующими
признаками:
1. Применяют право только уполномоченные на то органы государства в пределах их компетенции.
Это – одна из форм государственной деятельности.
В случаях, предусмотренных законом,
нормы права применяют общественные организации (например, третейский суд,
профсоюзный орган, комиссия по разрешению трудовых споров, избираемые трудовыми
коллективами).
2. Правоприменительная деятельность носит властный,
организационный характер. Она всегда обращена к другим субъектам, порождает для
них права и обязанности, характеризуется обязательностью требований
(обязательность явки в суд свидетеля, ответчиков, экспертов по вызову суда,
представление документов по его требованию и т.п.).
3.
Правоприменительная деятельность в определенных сферах регламентирована
процессуальными нормами, определяющими последовательность и порядок совершения
в ее ходе тех или иных действий. Так, уголовно – процессуальный кодекс и
гражданский процессуальный кодекс регулирует порядок применения норм права
судом.
4.
Правоприменение – это рассмотрение конкретного юридического дела, по
которому выносится решение индивидуального характера. К
числу правоприменительных актов можно отнести
Указ Президента о награждении, приказ о назначении на должность,
постановление о возбуждении уголовного дела, решение или приговор суда
по конкретному делу и др.
5.
Результат правоприменения – правоприменительный акт, является обязательным
для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его
исполнять.
Правоприменительная
деятельность необходима в следующих случаях:
Во-первых,
когда без властного решения не могут возникнуть права и обязанности
положительного (позитивного) характера граждан и иных субъектов. Например, право
на пенсию у конкретного субъекта реально не возникает, пока не вынесено решение
компетентного органа (комиссии по назначению пенсий), поступление в ВУЗ,
прием на
работу и т.д.
Во-вторых,
правоприменение необходимо в случаях конфликтов: спора о правах, нарушения
кем-либо права субъекта, возникновения препятствия при осуществлении своего
права. В этом случае заинтересованный субъект обращается в суд или иной
компетентный орган. Такой орган рассматривает дело и выносит по нему решение, с
помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются, препятствия к их
осуществлению действий устраняются. Например, незаконно уволенный
восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец - передать проданную вещь, незаконно
занявший жилплощадь выселяется и т.д.
В-третьих,
когда возникает необходимость в применении государственного принуждения
(назначение наказания за совершенное правонарушение, применение принудительных
медицинских мер и др.). Например, при рассмотрении дела по факту правонарушения
административная комиссия или суд устанавливает степень вины потерпевшего и ущерб, ими причиненный, и
выносит соответствующее решение.
В-четвертых, применение права необходимо, когда иным способом нельзя
установить, подтвердить наличие факта, имеющего юридическое значение. Например,
выносится решение об объявлении длительного отсутствующего умершим, о наличии
фактических брачных отношений, о нахождении лица на иждивении и другие. В таких
случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих
решений компетентных органов. Например, на основе решения суда об объявлении
длительного отсутствующего умершим открывается наследство.
ВОПРОС 3. Основные
стадии процесса применения права.
Правоприменительный
процесс, протекая с известной последовательностью, как бы
"распадаются" на известные стадии. Кратко рассмотрим их:
1.
Исследование фактических обстоятельств дела. Оно начинается с определения круга
фактов, необходимых для решения дела. Речь идет о сборе информации об этих
фактах, доказывающих их наличия или отсутствия.
Общепризнано
то, что установление фактических обстоятельств — это не только первая, но и
основная стадия правоприменительной деятельности.
Собранные факты подлежат процессуальному закреплению, что способствует их достоверной оценке. Такие факты должны отвечать требованиям (принципам): относимости, допустимости,
достоверности и достаточности.
Требование
относимости заключается в том, что в ходе
применения устанавливаются, доказываются лишь те
факты, которые относятся к данному делу и могут
быть положены в основу выносимого решения.
Допустимость предполагает возможность
использовать только доказательство, полученные
в строго установленной
законом форме.
Достаточность требует, чтобы все факты,
относящиеся к делу, были установлены с достаточной
полнотой, чтобы
не был упущен из поля зрения ни один факт, имеющий
значение для данного дела, способный оказать влияние на соответствующее решение.
Смысл
достоверности предполагает, что факты,
положенные в основу решения по делу, должны
быть достоверными, обоснованными
доказательствами. Под достоверными понимаются знания, в
истинности которых можно удостовериться путем их сопоставления с
действительностью, использования доказательств.
В результате
исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная
истина.
Деятельность
по установлению объективной истины состоит, главным образом, в доказывании.
Доказывание
— это основанная на законе деятельность компетентных органов по собираю,
проверке и оценке доказательств.
Факты,
которые необходимо установить с помощью доказательств, составляют предмет
доказывания.
Доказательства
подразделяются на первоначальные и производные. К первым
относятся доказательства, полученные из "первоисточников"
(показания очевидцев, обвиняемого, подлинники документов, вещественные
доказательства). Специфика производных доказательств в том, что они дают
сведения о фактах из "вторых рук" (показания свидетеля, узнавшего о
факте от другого лица, копия документа и др.).
Особенности
доказывания связаны с такими категориями, как презумпция и бремя доказывания.
Презумпции в области
доказательств и доказывания — это предположения о фактах. Определяющее значение
при доказывании по уголовным делам и делам об административных
правонарушениях имеет презумпция невиновности, то есть
предположение о невиновности любого лица.
При
установлении фактических обстоятельств дела существенное значение имеет еще одна
юридическая категория это преюдикция, то есть юридическое предрешение наличия
и истинности определенных фактов. Если суд, другой юрисдикционный орган уже
установил определенные факты, то есть уже проверил и оценил их в установленном
законом порядке, то они признаются преюдициальными — такими, которые
при новом рассмотрении дела считаются установленными. Они признаются истинными,
не требующими новой проверки и оценки.
2.
Установление юридической основы дела (выбор нормы права и ее
анализ) — вторая стадия. В ее рамках дается юридическая
оценка выявленных фактических обстоятельств. Эта оценка включает в себя выбор нормы
права, а именно: проверку подлинности ее текста; ее анализ с точки зрения
законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, а также толкование юридической нормы.
Выбор
юридических норм на основании достоверного законодательного текста
осуществляется путем правовой квалификации фактических обстоятельств.
Правовая
квалификация — это юридическая оценка всей совокупности фактических
обстоятельств дела путем отнесения данного случая (факта) к определенным
юридическим нормам.
Установление
юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению.
Основное при этом — определение отрасли права и института права, которые
охватывает данный случай.
Тесная связь
и взаимообусловленность правовых норм предопределяет необходимость выбора в ряде
случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют и конкретизируют друг друга. В
комплексе они создают правовую квалификацию для решения конкретного дела.
Далее осуществляется
проверка выбранной нормы на предмет ее действия во времени, пространстве и по
кругу лиц. В частности, устанавливается:
а) действует ли она на момент
разрешения конкретного дела
(не отменена, не изменена, не дополнена). В
противном случае
нужно учесть эти изменения и
дополнения;
б) действует ли она на той территории, где решается
дело;
в) распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения.
Здесь же
необходимо руководствоваться общим положением — "закон обратной силы не
имеет". Согласно этому положению, нельзя применять норму права, хотя и
действующую в данный момент, но которой не было, когда возникли
рассматриваемые отношения или прекратились. Нельзя также применять
норму, не вступившую в законную силу.
Квалификация содержится в правоприменительном акте, завершающем рассмотрение
дела (приговор, решение суда и т.
д.).
3. Вынесение
решения компетентным органом - это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения
права. Предшествующие стадии подготавливают материалы для принятия окончательного решения по делу.
Вынесенное решение должно соответствовать его фактической и нормативной основе.
Результат правоприменительного процесса — это индивидуальное государственно-властное веление, предписание,
облекаемое в документальную форму (правоприменительного акта). Такие акты —
документы являются юридическим фактом и служат основой для возникновения правоотношения.
ВОПРОС 4. Акты
применения права, их
характерные черты, реквизиты и виды.
Деятельность
правоприменительных органов завершается оформлением соответствующего акта.
Такой акт фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и
властный характер.
В числе
признаков актов применения права можно назвать следующее:
1. Акт применения права — это решение по конкретному делу официального компетентного органа
уполномоченного на реализацию права.
2.
Акт применения содержит
государственно-властное обязательство для соблюдения и исполнения всеми,
кому оно адресовано.
3.
Акт применения
— это официальный документ, имеющий
определенную,
установленную законом форму и соответствующие
реквизиты,
придающие ему официальность: название акта
(постановление,
приказ, решение, приговор и т.д.), название органа, издавшего акт, место и
время его принятия и др.
4.
Акт применения, как правило, но не всегда,
оформляется
в
письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в
устной
форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из
зала судебного заседания, вызов понятых, либо в форме
официальных
знаков — жест регулировщика и т. п.).
5.
Акт
применения права имеет индивидуальный, персональный характер, то есть относится к
конкретным субъектам,
которые
названы в нем, наделены конкретными правами и обязанностями.
6. Акт применения права обязателен как
для своих адресатов, так и для тех лиц, которые призваны исполнять его.
7.
Акт применения права регулирует не вид
общественных
отношений,
а единичное конкретное отношение,
направлен на
индивидуальное
регулирование общественных отношений.
8.
Акт применения — это акт разового действия,
что отличает его от нормативно-правовых актов. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный
вид общественных отношений, обращен
к многим лицам, действует до тех пор,
пока его не отменят.
9.
Действие акта применения права начинается с
момента
принятия
и прекращается после исполнения предписания.
Таким
образом, акт применения права — это официальное решение компетентного
органа по определенному юридическому делу, содержащее государственно-властное
веление, выраженное в определенной форме и
направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Правоприменительные
акты принимают практически все органы государства в различных сферах
общественной жизни, что и обусловливает их разнообразие. В этой связи выделяют:
1. По предмету правового регулирования, различают:
а) конституционно-правовые акты;
б) административно-правовые акты;
в) уголовно-правовые акты и т.д.
2.
По субъектам,
осуществляющим применение права, акты
подразделяются
на:
·
акты, издаваемые государственными органами, и
·
акты, такого же характера, общественных
организаций.
В свою очередь
акты государственных органов подразделяются на
самостоятельные
виды:
·
индивидуальные акты органов законодательной
власти,
·
акты вышестоящих органов управления;
·
акты министерств, госкомитетов
и ведомств;
·
акты
органов местного самоуправления;
·
акты администрации предприятий и учреждений;
·
акты контрольных и надзорных органов;
·
акты суда и прокуратуры, арбитража, нотариата.
3. По форме
правоприменительной деятельности выделяют:
а) акты регулятивные, связанные с применением диспозиции нормы права, призванные регулировать
правомерное поведение;
б) акты правоохранительные, с помощью которых нормы
права охраняются от нарушений
(реализация санкций и др.).
Такие акты многочисленны. К ним
относятся: акты контроля и надзора, направленные на предупреждение правонарушений,
обеспечение исполнения правовых норм; следственные акты,
фиксирующие факты, относящиеся к правонарушениям,
оформляющие материалы к применению юридических санкций; юрисдикционные акты,
решающие вопросы о
применении или неприменении мер государственного принуждения к правонарушителям; акты исполнения
юридических решений.
ВОПРОС 5. Пробелы
в праве и пути их
устранения.
Под пробелом в праве
понимают отсутствие в действующей системе законодательства
нормы права, в соответствии с которой должен решаться
вопрос, требующий правового регулирования.
Наличие пробелов в праве
свидетельствует об определенных недостатках правовой
системы.
Пробелы в праве возникают по трем причинам:
1) в силу того, что законодатель не смог охватить формулировками нормативного акта всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования;
2) в результате недостатков
юридической техники;
3) вследствие постоянного развития общественных отношений.
Единственным способом устранения пробелов в
праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права.
Быстрое устранение таким способом
пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества.
Однако органы, применяющие
нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во
избежание этого в праве существует
институт аналогий, означающий сходство
жизненных ситуаций и правовых норм. Он предусматривает два оперативных метода преодоления, восполнения
пробелов — аналогию закона и аналогию
права.
ВОПРОС 6. Аналогия
закона и аналогия права.
Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним
отношения.
Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе
общих принципов права. Речь прежде всего идет
о таких принципах права, как справедливость, гуманизм, равенство перед законом и др. Подобные принципы
закрепляются в Конституции и других законах.
Аналогия закона и
аналогия права — исключительные средства в праве и требуют
соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение.
Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права,
необходимо:
Во-первых, установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения;
Во-вторых, убедиться, что в законодательстве отсутствует
конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи;
В-третьих, отыскать в законодательстве норму, регулирующую
сходный случай, и на ее основе решить дело (аналогия
закона), а при отсутствии таковой опереться на общий принцип
права и на его основе решить дело (аналогия права);
В-четвертых, в решении по делу дать мотивированное объяснение
причин применения к данному случаю аналогии закона или аналогии права. Тем самым
обеспечивается возможность проверить
правильность решения дела.
Таким образом, применение
права по аналогии осуществляется в соответствии с
государственной волей, выраженной в правовой системе в целом или в
отдельных нормах права, регулирующих сходные отношения.
Путем аналогии
правоприменительный орган пробел в праве не устраняет, а
лишь преодолевает. Пробел может быть устранен только компетентным
нормотворческим органом.
Институт аналогии имеет ограниченное
применение в праве. В области уголовного права аналогия
закона и аналогия права не допускаются, поскольку
действует непреложный принцип «нет преступления без указания
на то в законе», что служит гарантией защиты личности. В
других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как
гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.