Помошь ресурсу:

















Новая методоогия ТГП.
ТГП для юридических специальностей
ИСКАТЬ НА OZON.RU
Поиск по сайту

Здравствуйте!

Добро пожаловать на сайт, посвященный Теории Государства и Права!
Он тебе поможет эффективно подготовиться с зачету или экзамену по ТГП, а также изучить необходимый минимум теории.

Каталог статей

Тема 10

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

 

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

 

ПЛАН

 

1.    Понятие, основные  принципы, функции и виды правотворческой деятельности.

2.    Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законо-творчества  федеральных  органов.

3.    Понятие и виды  систематизации  нормативных  актов.    

4.    Юридическая  процедура и юридический  процесс. Понятие  соотношение и разновидности.  

5.    Юридическая  техника.

 

ВОПРОС 1. Понятие, основные  принципы и виды правотворческой деятельности.

 

Ведущее место среди источников современного российского права занимают нормативные правовые акты — акты государст­венных органов, содержащие юридические нормы. Они являют­ся результатом правотворчества. Правотворчество — составная часть более широкого процесса — правообразования.

Правообразование — относительно длительный по времени процесс формирования юридической нормы. Он начинается с ана­лиза социальной ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования, общего представления о юридическом предписа­нии, которое следует издать, и заканчивается разработкой и при­нятием юридической нормы. Последний этап правообразования и есть правотворчество.

Правотворчество это деятельность государственных ор­ганов (в случае референдума всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

 Правотворческий процесс основы­вается на определенных принципах — основополагающих идеях, реализация которых обеспечивает его качество и эффективность. Основными принципами правотворчества являются следующие:

1. Народный характер правотворчества.

Народный характер правотворчества проявляется в том, что:

во-первых, законодательные органы состоят из народных депута­тов, представляющих население;

во-вторых, все субъекты право­творческой деятельности в своих нормативных правовых актах выражают интересы граждан.

2. Демократизм правотворчества.

Он проявляется в демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным органом, а также в ши­роком привлечении граждан к правотворческой деятельности.

Наиболее важные федеральные законопроекты могут выно­ситься на всенародное голосование (референдум), что является наиболее ярким проявлением демократизма правотворчества.

3. Научный характер правотворчества и его связь с право­применительной практикой.

Правотворческие органы при разработке и издании юридичес­ких норм изучают социально-экономическую и иную ситуацию, объективные потребности развития, необходимость и целесообраз­ность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованны­ми, а потому эффективными.

Правотворчество должно быть тесно связано с правопримени­тельной практикой. Именно она дает возможность судить о каче­стве и эффективности принятых нормативно-правовых актов, ин­формирует о необходимости их изменения или отмены. Тем самым корректируется и совершенствуется работа правотворческих ор­ганов.

4. Законность правотворчества.

Она выражается в том, что все действия субъектов правотвор­чества по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает строгое соблюдение регламента законодательных органов, про­цедуры обсуждения, порядка опубликования нормативных пра­вовых актов.

Законность правотворчества проявляется также в строгой ие­рархии принимаемых нормативных правовых актов: каждый вновь принятый акт должен согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт нижестоящего право­творческого органа не должен противоречить акту вышестоящего правотворческого органа.

Субъектами правотворчества выступают: народ, государствен­ные органы, должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды пра­вотворчества.

1. Непосредственное правотворчество народа.

Наиболее ярким его проявлением является референдум — го­лосование граждан Российской Федерации по важным (наиболее важным) вопросам государственного или местного значения. Как вид правотворчества референдум представляет собой непосредст­венное волеизъявление граждан по установлению правовых норм. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежу­точных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегули­рования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение.

2.  Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практичес­ки все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответ­ственно и юридическую силу принимаемого им нормативного пра­вового акта.

3. Правотворчество должностных лиц.

В современном российском законодательстве нет универсаль­ного определения должностного лица, которое бы в полной мере отражало правовой статус руководящих работников государствен­ных и негосударственных организаций.  Понятие  должностного  лица  содержится в уголовном и административном  законодательстве. В широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом прини­мать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству  от­ношения не имеют.

Должностными лицами являются: министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений, командный со­став Вооруженных Сил, депутаты и т.д.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции: обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов; устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законо­дательства.

 

ВОПРОС 2. Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности законотворчества  федеральных  органов.

 

Правотворчество – это  деятельность, длящаяся  во  времени  и в определенной  последовательности. Она проходит два этапа.

1.  Этап подготовки проекта нормативного акта.

2.  Этап его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

     принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

     формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

     подготовка его текста;

     предварительное обсуждение проекта;

     согласование содержания проекта нормативного акта с различ­ными организациями;

     предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне право­творческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

     внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

     обсуждение проекта;

     принятие и подписание нормативного акта;

     официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

Особой разновидностью правотворчества является законотворчест­во. В связи со спецификой принимаемых актов (законов) эта деятель­ность отличается особой важностью и сложностью. Именно поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламен­тах деятельности палат Федерального собрания. В них отражена про­цессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса. В этой связи было бы неверно отождеств­лять понятия законотворчества и законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относитель­но завершённых, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создаётся закон.

Законотворческий (законодательный) процесс включает в себя ряд последовательных стадий.

1. Законодательная инициатива — право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным  (представительным) органам субъектов Российской Федерации, а также Консти­туционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Право законодательной инициативы предполагает обязан­ность законодательного органа рассмотреть в определенный срок предложение об издании закона или внесенный на его рассмотре­ние законопроект.

2.   Обсуждение законопроекта. Оно происходит на сессии или
заседании  законодательного  органа  и  открывается  докладом
представителя субъекта, вынесшего законопроект на обсуждение.
Принимающие участие в работе законодательного органа депу­таты затем обсуждают,  оценивают  законопроект,  вносят в него поправки.

3.   Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования депутатов. Российский закон считается принятым, если
в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании —
по палатам) за него проголосовало более половины членов палаты.
Для принятия федерального конституционного закона установлена более сложная процедура. Иногда по законопроектам проводят
поименное голосование.

4.  Опубликование закона. Официальная пуб­ликация — необходимое условие вступления в силу всякого за­кона. «На территории Российской Федерации применяются толь­ко те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы».

Официальными источниками (изданиями) опубликования нормативных правовых актов Федерального Собрания, Президен­та, Правительства, решений Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции и соответствии ей норма­тивных правовых актов высших органов власти и управления являются «Российская газета» или «Собрание законодательства Российской Федерации».

Принятый Государственной Думой федеральный конституци­онный закон и федеральный закон направляются на одобрение в Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен в срок, не пре­вышающий четырнадцати дней (если в течение этого срока закон не рассмотрен, он считается одобренным Советом Федерации). Одобренный Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту России. В течение четырнадцати дней Президент либо, подписывает закон, либо отклоняет его. Публикуется закон не позднее семи дней после подписания его Президентом Российской  Федерации.

 

ВОПРОС 3. Понятие и виды  систематизации  нормативных  актов.

 

Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами, устра­нение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны три основных вида систематизации: инкорпорация, консолидация  и кодификация.

 Инкорпорация — это вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по хронологическому прин­ципу.

Инкорпорация подразделяется на официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести Собрание зако­нодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правопримени­тельных органах.

Консолидация – это такая  форма  систематизации, при которой происходит  объединение  нескольких близких по содержанию нормативных  актов в единый  сводный нормативно-правовой  акт.

 Новый укрупненный акт пол­ностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, посколь­ку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица. Это свидетельствует о том, что консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов.

Все нормативные установления ранее принятых актов объ­единяются в новом без изменений.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция и консолидация, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативные материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый еди­ный сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.

Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).

 

ВОПРОС 4. Юридическая  процедура и юридический  процесс. Понятие  соотношение и разновидности. 

 

Юридический процесс представляет собой урегулированный  процессуальными  нормами порядок  деятельности  компетентных  государственных  органов,  состоящий  в  подготовке, принятии и документальном  закреплении юридических  решений общего или  индивидуального  характера.  

Особенности юридического процесса заключаются в следующем:

во-первых, это властная деятельность компетент­ных органов и должностных лиц;

во-вторых, это деятель­ность, осуществление которой урегулировано процессуаль­ными нормами;

в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) харак­тера.

Юридический процесс — это сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из процессуальных ста­дий, которые имеют строго определенную последователь­ность. По содержанию он представляет собой цепь взаимо­связанных процессуальных действий и процессуальных ре­шений, фиксируемых в соответствующих документах.

По характеру принимаемых решений юридический про­цесс может быть правотворческим и правоприменительным.

Результат правотворческого процесса — нормативные правовые акты, а правоприменительного – принятие  индивидуально-юридического  решения по  рассматриваемому  делу  или  вопросу.

Виды юридического процесса различаются прежде по от­раслевому признаку. Конституция РФ  закрепляет  четыре  вида процессов: гражданский, уголовный, административный, конституционный. Как особая  разновидность гражданского  процесса в  системе российского  права  существует арбитражный  процесс.

 

Следует иметь в виду, что процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура характерна только для деятельности человека. Она формируется им осознанно в связи с не­обходимостью наиболее целесообразной организации совместной дея­тельности. Особое значение имеют процедуры в сфере действия права.

Специфика юридических процедур состоит в следующем:

1.    Они отличаются государственно-властной природой. Их соблюдение обязательно для всех адресатов под страхом наказания и исполь­зования элементов «самозащиты», когда, например, достигнутый ре­зультат объявляется юридически ничтожным.

2. Устанавливаются правовыми нормами или индивидуальными
юридическими актами (договоры поставки, купли-продажи и т.д.) в виде
определённых моделей, программ поведения, направленных на дости
жение конкретного желаемого правового результата.

3.   Выражаются в последовательном совершении этапных юридиче­ски значимых действий  и  адекватном  использовании  юридических средств.

4.  Имеют вспомогательное значение, связанное с обеспечением надлежащей реализации норм материального и процессуального пра­ва.

     Вспомогательный характер юридических процедур во многом пре­допределяет их качественную характеристику и систему предъявляе­мых к ним требований.

Во-первых, процедура должна быть достаточной и оптимальной для достижения планируемого результата. Недостаточность процедуры может вызвать рассогласованность поведения адресатов нормы, нару­шение их прав и в конечном итоге — недостижение цели правового ре­гулирования.

Наиболее сложные процедуры используются для обеспечения ох­ранительных отношений.

Во-вторых, процедура должна отвечать требованиям законности, т.е. не должна противоречить правовым актам более высокой юридиче­ской силы и не должна изменять содержание основных норм, реализа­цию которых она обеспечивает.

В-третьих, процедура должна отвечать требованиям синхронности и согласованности с основными нормами. Для этого необходима не только содержательная согласованность, но и временная синхрониза­ция.

В-четвёртых, процедура должна отвечать требованиям доступно­сти и простоты.

Таким образом, юридическая процедура — это система последова­тельных юридически значимых действий, осуществляемых определенны­ми субъектами с использованием допустимых законом средств по органи­зации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм.

Юридические процедуры в зависимости от специфики регулируемых отношений могут оформляться как самостоятельным актом (правила бытового обслуживания населения, инструкция о порядке предоставле­ния жилых помещений и т.д.), так и включаться в материальное или процессуальное право в виде отдельных статей или разделов.

Юридическая процедура является первичным элементом юридическо­го процесса.

 

ВОПРОС 5. Юридическая  техника.

Эффективность и результативность законов и иных нор­мативно-правовых актов в большой мере зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, на­сколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и тер­минов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе под­готовки нормативно-правовых актов.

Итак, юридическая техника — это совокупность пра­вил, средств и приемов разработки, оформления и систе­матизации нормативных актов в целях их ясности, понят­ности и эффективности. Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении кото­рого применяются интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и использует различные правила и при­емы подготовки нормативных актов.

Уровень развития юридичес­кой техники всегда служит показателем уровня развития правовой культуры общества. Юридическая техника это критерий определения сущности пра­ва, критерий направленности политической воли законода­теля.

Правила подготовки проектов нормативных актов весьма многообразны и многочисленны. Наиболее общими из них являются:

1)     конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

2)  логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

3)  отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

4)   ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа не­ ясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщен­ных терминов типа («бесчинство», «буйнопомешанный», «ис­ключительный цинизм» и др.);

5)   отказ от словесных штампов, уста­ревших оборотов и редко встречающихся слов ("присовокуплять", "довольствие" и др.);

6)   краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного ма­териала по одному и тому же вопросу.

От правил юридической техники следует отличать пра­вила оформления нормативного акта. Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официаль­ные реквизиты и структурные части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной частей, ну­мерация статей в кодексе сплошная, и при включении в него новой нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.

К реквизитам нормативного акта, подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок (полный и сокра­щенный), указание на адресатов юридического документа.

Сайт создан в системе uCoz
 
 
Сайт создан в системе uCoz