ПРАВОТВОРЧЕСТВО
ПЛАН
1.
Понятие, основные
принципы, функции и виды правотворческой деятельности.
2.
Этапы и стадии правотворческого процесса. Особенности
законо-творчества федеральных органов.
3.
Понятие и виды
систематизации нормативных актов.
4.
Юридическая
процедура и юридический процесс.
Понятие соотношение и разновидности.
5.
Юридическая
техника.
ВОПРОС 1. Понятие,
основные принципы и виды правотворческой
деятельности.
Ведущее место среди
источников современного российского права занимают
нормативные правовые акты — акты государственных органов,
содержащие юридические нормы. Они являются результатом
правотворчества. Правотворчество — составная часть более широкого процесса —
правообразования.
Правообразование —
относительно длительный по времени процесс формирования
юридической нормы. Он начинается с анализа социальной
ситуации, осознания необходимости ее правового урегулирования,
общего представления о юридическом предписании, которое следует
издать, и заканчивается разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап
правообразования и есть правотворчество.
Правотворчество — это деятельность государственных органов (в случае референдума —
всего народа) и должностных лиц по
изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.
Правотворческий процесс
основывается на определенных принципах — основополагающих идеях, реализация
которых обеспечивает его качество и эффективность. Основными принципами правотворчества являются следующие:
1. Народный характер правотворчества.
Народный характер
правотворчества проявляется в том, что:
во-первых,
законодательные органы состоят из народных депутатов, представляющих
население;
во-вторых, все субъекты
правотворческой деятельности в своих
нормативных правовых актах выражают интересы граждан.
2. Демократизм правотворчества.
Он проявляется в
демократической процедуре разработки и принятия акта самим представительным
органом, а также в широком привлечении граждан к
правотворческой деятельности.
Наиболее важные федеральные
законопроекты могут выноситься на всенародное
голосование (референдум), что является наиболее ярким
проявлением демократизма правотворчества.
3. Научный характер
правотворчества и его связь с правоприменительной практикой.
Правотворческие органы при
разработке и издании юридических норм изучают
социально-экономическую и иную ситуацию, объективные
потребности развития, необходимость и целесообразность юридического урегулирования общественных отношений. Только в этом случае правовые нормы будут научно обоснованными, а потому эффективными.
Правотворчество должно быть
тесно связано с правоприменительной практикой. Именно она дает возможность
судить о качестве и эффективности принятых
нормативно-правовых актов, информирует о необходимости их
изменения или отмены. Тем самым корректируется и
совершенствуется работа правотворческих органов.
4. Законность правотворчества.
Она выражается в том, что
все действия субъектов правотворчества по подготовке, принятию и опубликованию
нормативных правовых актов должны основываться на законах и прежде всего на Конституции. Законность правотворчества предполагает строгое
соблюдение регламента законодательных органов, процедуры обсуждения, порядка опубликования нормативных правовых актов.
Законность
правотворчества проявляется также в строгой иерархии принимаемых
нормативных правовых актов: каждый вновь принятый акт должен
согласовываться с ранее принятыми либо вносить в них прямые изменения; акт
нижестоящего правотворческого органа не должен
противоречить акту вышестоящего правотворческого органа.
Субъектами правотворчества
выступают: народ, государственные органы, должностные лица.
В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества.
1. Непосредственное правотворчество народа.
Наиболее ярким его проявлением
является референдум — голосование граждан Российской
Федерации по важным (наиболее важным) вопросам
государственного или местного значения. Как вид правотворчества
референдум представляет собой непосредственное волеизъявление граждан по
установлению правовых норм. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан
страны к тому или иному варианту правового урегулирования вынесенного на референдум вопроса и сразу же принять по нему окончательное решение.
2. Правотворчество государственных органов.
Это основной вид
правотворчества. Им занимаются практически все
государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта.
3.
Правотворчество должностных лиц.
В современном российском
законодательстве нет универсального определения должностного лица, которое бы
в полной мере отражало правовой статус руководящих работников
государственных и негосударственных организаций. Понятие
должностного лица содержится в уголовном и административном законодательстве. В широком плане должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти,
управления либо в иной государственной
организации, наделенный правом принимать
для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.
Правотворчеством является
лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию
нормативных правовых актов. Их правоприменительные акты к
правотворчеству отношения не имеют.
Должностными лицами
являются: министры, руководители управлений, отделов,
предприятий, учреждений, командный состав Вооруженных Сил, депутаты и т.д.
В процессе
правотворчества реализуются следующие функции: обновление
законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;
устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение
пробелов в праве. Реализация этих функций позволяет решить задачу
совершенствования российского законодательства.
ВОПРОС 2. Этапы и стадии
правотворческого процесса. Особенности законотворчества федеральных
органов.
Правотворчество
– это деятельность, длящаяся во
времени и в определенной последовательности. Она
проходит два этапа.
1. Этап подготовки проекта нормативного акта.
2. Этап его официального принятия.
Первый этап осуществляется в процессе прохождения
следующих стадий:
•
принятие решения о подготовке проекта
нормативного акта;
•
формирование рабочей группы и
разработка концепции законопроекта;
•
подготовка его текста;
•
предварительное обсуждение проекта;
•
согласование содержания
проекта нормативного акта с различными организациями;
•
предварительное утверждение проекта.
Если первый
подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит
непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из
следующих стадий:
•
внесение проекта
нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на
рассмотрение;
•
обсуждение проекта;
•
принятие и подписание нормативного акта;
•
официальное оглашение, доведение до сведения
адресатов.
Особой разновидностью
правотворчества является законотворчество. В связи со спецификой принимаемых
актов (законов) эта деятельность отличается
особой важностью и сложностью. Именно поэтому она получила юридическое
закрепление в Конституции РФ и регламентах
деятельности палат Федерального собрания. В них отражена процессуальная
сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса. В
этой связи было бы неверно отождествлять понятия законотворчества и
законодательного процесса.
Законодательный
процесс представляет собой систему относительно завершённых, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создаётся закон.
Законотворческий (законодательный) процесс
включает в себя ряд последовательных стадий.
1. Законодательная инициатива — право определенных органов, негосударственных организаций и должностных лиц ставить вопрос об
издании законов и вносить их проекты на рассмотрение законодательного органа. В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной
инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам
Государственной Думы, Правительству
Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской
Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему
Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Право законодательной
инициативы предполагает обязанность законодательного органа рассмотреть в
определенный срок предложение об издании
закона или внесенный на его рассмотрение
законопроект.
2.
Обсуждение законопроекта. Оно происходит на сессии или
заседании
законодательного органа и
открывается докладом
представителя субъекта, вынесшего законопроект на
обсуждение.
Принимающие участие в работе законодательного органа депутаты затем обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки.
3.
Принятие закона. Оно происходит путем открытого голосования
депутатов. Российский закон считается принятым, если
в каждой из палат (если речь идет о раздельном голосовании —
по палатам) за него проголосовало более половины членов
палаты.
Для принятия федерального конституционного закона
установлена более сложная процедура. Иногда по
законопроектам проводят
поименное голосование.
4.
Опубликование закона. Официальная публикация — необходимое условие
вступления в силу всякого закона. «На территории
Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы,
федеральные законы, акты палат Федерального
Собрания, которые официально опубликованы».
Официальными источниками
(изданиями) опубликования нормативных правовых актов
Федерального Собрания, Президента, Правительства, решений Конституционного
Суда Российской Федерации о толковании Конституции и
соответствии ей нормативных правовых актов высших органов власти и управления являются «Российская газета» или «Собрание
законодательства Российской
Федерации».
Принятый Государственной
Думой федеральный конституционный закон и федеральный
закон направляются на одобрение в Совет Федерации, где он
должен быть рассмотрен в срок, не превышающий четырнадцати дней (если в
течение этого срока закон не рассмотрен, он считается одобренным Советом
Федерации). Одобренный Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту России. В течение четырнадцати дней Президент либо, подписывает закон, либо отклоняет его. Публикуется закон не позднее семи дней после подписания его Президентом Российской Федерации.
ВОПРОС 3. Понятие и
виды систематизации нормативных
актов.
Систематизация
законодательства — это целенаправленная работа законодателя по
упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных
актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.
Целями систематизации
являются: создание стройной системы законов, обладающей
качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами,
устранение устаревших и неэффективных норм права,
разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов
и обновление законодательства.
Юридической науке известны три
основных вида систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация — это вид систематизации,
в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино
без изменения их содержания, переработки и
редактирования. В этом случае текстуальное изложение
юридических норм не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по хронологическому принципу.
Инкорпорация подразделяется
на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести
Собрание законодательства Российской Федерации. К
неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных
материалов по отраслям права, издаваемых в учебных
целях, для просвещения населения и т.д. На подобного рода неофициальные
инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в
ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.
Консолидация – это такая форма
систематизации, при которой происходит объединение
нескольких близких по содержанию нормативных актов в единый сводный нормативно-правовой акт.
Новый
укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным
правотворческим органом и имеет
собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер акта и подпись должностного лица. Это свидетельствует о том, что консолидация
представляет собой разновидность
правотворческой деятельности государственных органов.
Все нормативные
установления ранее принятых актов объединяются в новом без
изменений.
Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная
работа более высокого уровня, чем инкорпорация и консолидация, так
как в ходе кодификации происходит качественная переработка
действующих юридических норм, устраняются несогласованности,
дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются
неэффективные и устаревшие нормы. Нормативные материал
приводится законодателем в стройную, внутренне
согласованную правовую систему. На смену ранее действовавшему большому числу юридических нормативных документов приходит новый
единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании.
Кодификация законодательства
может быть всеобщей (когда переработке подвергается все
законодательство государства), отраслевой (если перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства) или специальной (охватывающей нормы какого-либо правового института).
ВОПРОС 4. Юридическая процедура и юридический процесс. Понятие соотношение и разновидности.
Юридический процесс представляет собой урегулированный процессуальными нормами порядок деятельности
компетентных государственных органов,
состоящий в подготовке, принятии и документальном закреплении юридических решений общего или индивидуального характера.
Особенности юридического
процесса заключаются в следующем:
во-первых, это властная деятельность компетентных органов и должностных лиц;
во-вторых, это деятельность, осуществление которой урегулировано процессуальными нормами;
в-третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права) характера.
Юридический процесс — это
сложная, длящаяся во времени деятельность, состоящая из
процессуальных стадий, которые имеют строго определенную
последовательность. По содержанию он представляет собой
цепь взаимосвязанных процессуальных действий и
процессуальных решений, фиксируемых в соответствующих документах.
По характеру принимаемых решений юридический процесс может быть правотворческим и
правоприменительным.
Результат правотворческого
процесса — нормативные правовые акты, а правоприменительного – принятие индивидуально-юридического решения по
рассматриваемому делу или
вопросу.
Виды юридического процесса различаются прежде по отраслевому признаку. Конституция РФ закрепляет
четыре вида процессов: гражданский,
уголовный, административный, конституционный. Как особая разновидность гражданского процесса в
системе российского права существует арбитражный процесс.
Следует иметь в виду, что
процесс — более широкая категория, нежели процедура. Процедура
характерна только для деятельности человека.
Она формируется им осознанно в связи с необходимостью наиболее целесообразной организации совместной деятельности.
Особое значение имеют процедуры в
сфере действия права.
Специфика
юридических процедур состоит в следующем:
1. Они
отличаются государственно-властной природой. Их соблюдение обязательно для всех адресатов под страхом
наказания и использования элементов
«самозащиты», когда, например, достигнутый результат объявляется юридически ничтожным.
2. Устанавливаются
правовыми нормами или индивидуальными
юридическими актами (договоры
поставки, купли-продажи и т.д.) в виде
определённых моделей, программ поведения, направленных на достижение конкретного желаемого правового результата.
3.
Выражаются в последовательном совершении
этапных юридически значимых действий и
адекватном использовании юридических средств.
4. Имеют вспомогательное значение,
связанное с обеспечением надлежащей реализации норм
материального и процессуального права.
Вспомогательный характер юридических процедур
во многом предопределяет их качественную характеристику и систему предъявляемых к ним требований.
Во-первых, процедура должна быть достаточной и оптимальной для достижения планируемого результата. Недостаточность процедуры может вызвать рассогласованность поведения адресатов нормы, нарушение
их прав и в конечном итоге — недостижение цели правового регулирования.
Наиболее сложные процедуры
используются для обеспечения охранительных отношений.
Во-вторых, процедура должна отвечать требованиям законности, т.е. не должна противоречить правовым актам более высокой юридической силы и не должна изменять содержание основных норм, реализацию которых она обеспечивает.
В-третьих, процедура должна отвечать требованиям синхронности и
согласованности с основными нормами. Для этого необходима не только содержательная согласованность, но и
временная синхронизация.
В-четвёртых, процедура должна отвечать требованиям доступности и простоты.
Таким образом, юридическая процедура — это система последовательных юридически
значимых действий, осуществляемых определенными субъектами с использованием допустимых законом
средств по организации и оформлению надлежащего осуществления правовых норм.
Юридические процедуры в
зависимости от специфики регулируемых отношений могут
оформляться как самостоятельным актом (правила бытового
обслуживания населения, инструкция о порядке предоставления жилых помещений и т.д.), так и включаться в материальное или процессуальное право в виде отдельных статей или разделов.
Юридическая
процедура является первичным элементом юридического процесса.
ВОПРОС 5. Юридическая техника.
Эффективность и
результативность законов и иных нормативно-правовых актов в большой мере
зависит от того, насколько точны и ясны юридические формулировки, насколько они логически связаны и последовательны, насколько единообразно применение юридических понятий и терминов. Этому способствуют правила и приемы юридической техники, которые используются законодателем в ходе подготовки нормативно-правовых актов.
Итак, юридическая техника —
это совокупность правил, средств и приемов
разработки, оформления и систематизации нормативных
актов в целях их ясности, понятности и
эффективности. Объектом юридической техники является
текст нормативного документа, в отношении которого применяются
интеллектуальные усилия законодателя. Именно последний и
использует различные правила и приемы подготовки нормативных
актов.
Уровень развития юридической техники всегда служит показателем уровня развития правовой культуры общества. Юридическая техника это критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли
законодателя.
Правила подготовки проектов нормативных актов
весьма многообразны и многочисленны. Наиболее
общими из них являются:
1)
конкретность,
ясность и исчерпывающая полнота правового
регулирования;
2)
логика в изложении текста документа и связь
нормативных предписаний между собой;
3)
отсутствие противоречий, пробелов, коллизий
как в нормативном акте, так и во всей системе
законодательства;
4)
ясность, простота применения и понимания терминов; недопустимость использования в тексте документа не ясных,
многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов типа («бесчинство»,
«буйнопомешанный», «исключительный цинизм» и др.);
5)
отказ от словесных штампов, устаревших
оборотов и редко встречающихся слов ("присовокуплять", "довольствие" и др.);
6)
краткость и компактность изложения правовых
норм, сокращение до минимума дублирования
нормативного материала по одному и тому же вопросу.
От правил юридической
техники следует отличать правила оформления нормативного
акта. Это специфические и унифицированные нормы,
которые фиксируют официальные реквизиты и структурные
части нормативного акта. Так, все конституции всегда имеют
преамбулу (вводную часть), а кодексы состоят обычно из общей и особенной
частей, нумерация статей в кодексе
сплошная, и при включении в него новой
нормы ей присваивается индекс («значок»), который не нарушает установленной нумерации.
К реквизитам нормативного акта,
подтверждающим его официальный характер, относятся: дата и
место его принятия, подписи должностных лиц, заголовок
(полный и сокращенный), указание на адресатов юридического
документа.